20 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Михаил Сиркели: Ошибка в Гагаузии может стоить Москве потери политического влияния на руководство автономии
10.02.2015

Андриана Кептине

В своем интервью порталу ТРИБУНА председатель Молодежного центра «Пилигрим-Демо» Михаил Сиркели рассказал о том, как проходит избирательная кампания по выборам башкана Гагаузии, чем объясняется повышенный интерес к этой должности,  поведал о  роли его организации на этих выборах и о том, какие  ожидания  он связывает с ними.     

T.: Господин Сиркели, до выборов башкана Гагаузии осталось уже меньше двух месяцев. Как складывается ситуация в регионе? Как проходит избирательная кампания?

М. С.: Согласно закону, кандидаты могут начать проводить свою избирательную кампанию после  регистрации в качестве кандидатов Центральной избирательной комиссией АТО Гагаузия. 30 января ЦИК Гагаузии зарегистрировал девять кандидатов. Сбор подписей в поддержку остальных претендентов в кандидаты еще продолжается.   Думаю,  в течение первой недели февраля 2015 г. оставшиеся претенденты подадут заявления о регистрации в ЦИК Гагаузии.

Избирательная кампания проходит без инцидентов, она началась достаточно активно по сравнению с кампанией по выборам башкана в 2010 г. По крайней мере, эта активность наблюдается в СМИ, как аудиовизуальных, так и в интернет-СМИ, а, учитывая число инициативных групп по сбору подписей в поддержку кандидатов, зарегистрированных ЦИК Гагаузии,  можем предположить, что кампания проходит достаточно активно и среди населения.

T.: Для участия в предвыборной гонке зарегистрировалось достаточно много кандидатов. Как Вы можете объяснить повышенный интерес к должности башкана?

М. С.: Большое количество претендентов на должность башкана можно объяснить, прежде всего, изменениями в Закон АТО Гагаузия о выборах Главы (Башкана) Гагаузии (Гагауз Ери), внесенными Народным собранием Гагаузии (НСГ) непосредственно перед началом избирательной кампании. НСГ снизило с 5000 до 1500 число подписей, необходимых для регистрации кандидатов, и установило верхний барьер (2000 подписей), больше которого кандидаты собрать не могут. Полагаю, что как снижение количества требуемых подписей, так и установление верхнего предела предопределило  небывалое число претендентов на пост башкана за всю историю  проведения таких выборов. С одной стороны, собрать 1500 подписей гораздо легче, чем 5000, с другой же, установление верхнего барьера не дает кандидатам с большими материальными и человеческими ресурсами собрать чрезмерно большое количество подписей за короткие сроки, исключая тем самым из избирательной гонки кандидатов с более скромными материальными возможностями, как это происходило ранее. Таким образом, изменения, внесенные в Закон о выборах Башкана, создали более благоприятные условия для реализации пассивного избирательного права на выборах главы Гагаузии, что не может не радовать, тем более что это соответствует и рекомендациям нашей организации. С другой стороны, настораживает тот факт, что данные изменения были внесены непосредственно перед выборами и без соответствующего обсуждения в обществе, что противоречит международным рекомендациям.

Интерес к должности башкана Гагаузии, безусловно, есть, учитывая статус этой должности. Глава Гагаузии по должности является членом правительства, что предоставляет  этому должностному лицу возможность участвовать в процессе принятия решений на национальном уровне.

Разумеется, не все претенденты имеют шанс победить на выборах, и, я думаю, они отдают себе в этом отчет. Как известно, многие политики участвуют в выборах не для того чтобы их выиграть, а для реализации определенных целей из их политической или иной повестки.

Некоторые претенденты участвуют для того, чтобы стать частью политического торга перед вторым туром голосования, если он будет; для других это проверка сил перед предстоящими местными выборами и выборами в Народное собрание Гагаузии, которые состоятся в 2016 г. Часть кандидатов выполняет роль двойников для того, чтобы оттянуть чьи-то голоса.

T.: У кого, по Вашему мнению, больше всего шансов пройти во второй тур? Кто относится к числу фаворитов, по крайней мере, на данный момент?

М. С.: Давать прогнозы, как известно, дело неблагодарное, но, тем не менее, попробую ответить на этот вопрос. Если судить по тому, насколько активными были претенденты на башканское кресло последние четыре года, и, самое главное, насколько тот или иной кандидат узнаваем в Гагаузии, а узнаваемость, как известно, обеспечивает политику 50% его успеха (именно в силу своей высокой узнаваемости голливудские звезды пользуются большим успехом как политики), то, наверное, можно предположить, что депутат парламента г-жа Ирина Влах  и другой депутат парламента г-н Николай Дудогло имеют больше шансов пройти во второй тур. У них уже есть опыт участия в башканских выборах, они очень узнаваемы в Гагаузии и достаточно долго ведут весьма активную политическую деятельность в регионе.

В тоже время в Гагаузии наблюдается определенная усталость избирателей от политиков и политических сил, доминирующих на политическом олимпе автономии последние несколько лет, и не исключено, что избиратель может поддержать абсолютно новую политическую опцию, благо есть из чего выбирать. Этим могут воспользоваться кандидаты, не проявлявшие особую активность в гагаузской политике ранее.

С таким большим количеством кандидатов можно ожидать сильную фрагментацию голосов избирателей в первом туре. Исходя из этого, можем предположить, что разница в голосах первых трех кандидатов, которые покажут наилучший результат в первом туре, будет небольшой.

В этом вопросе важную роль будет играть позиция Москвы, которая оказывает «магическое» влияние на избирателей Гагаузии. В 2010 г. Москва оказала доверие Михаилу Формузалу, который был переизбран тогда на второй срок. Нынешние выборы, думаю, не станут исключением. Россия на определенном этапе скажет свое слово и, вполне вероятно, мы увидим фотографии одного из кандидатов с кем-то из правительства или Государственной Думы РФ. Сейчас в Москве присматриваются, и, судя по заявлению Игоря Додона в эфире телеканала Россия 24, внимательно, к г-же Ирине Влах.

С другой стороны, позиция Москвы не всегда может быть решающей и здесь достаточно вспомнить выборы президента Приднестровья в 2011 г., где открыто поддерживаемый Кремлем  Анатолий Каминский проиграл выборы независимому кандидату Евгению Шевчуку. Учитывая этот негативный опыт, в Москве будут действовать очень осторожно и  скажут свое слово ближе к дню голосования в случае, если будут уверены в том, что поддерживаемый ими кандидат выиграет с первого тура, если такой уверенности не будет, «московская карта», вероятнее всего, будет открыто использована во втором туре. Ошибка в Приднестровье стоила Кремлю не дорого, поскольку кто бы ни стал президентом на левом берегу Днестра, от Москвы ему никуда не деться. Такая же ошибка в Гагаузии может стоить Москве потери политического влияния на руководство автономии.

Так или иначе, все зависит от самих кандидатов, а именно от того: насколько активно они будут проводить избирательную кампанию; чья программа в большей степени будет отвечать ожидания избирателей; и от того насколько грамотно тот или иной кандидат разложит политический пасьянс в непростых политических условиях.

T.: Как Вы можете объяснить тот факт, что большинство участников предвыборной гонки являются самовыдвиженцами, то есть не представляют какую-либо партию?

М. С.: Это связано с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, это можно объяснить избирательной системой, применяемой на этих выборах. Башкан Гагаузии избирается по мажоритарной системе, где избиратель голосует за конкретного кандидата, а не за политическую партию. Во-вторых, это связанно с моделью поведения гагаузского электората, который в большинстве своем является личностно ориентированным. В-третьих, участие в выборах под знаменем какой-либо политических партий сопряжено с определенными политическим рисками для самих кандидатов, поскольку накладывает на них негативный образ этих партий. Результаты прошедших парламентских выборов показывают низкий уровень доверия избирателей Гагаузии к национальным политическим партиям (а по закону других партий у нас быть не может). Именно поэтому кандидаты пытаются «откреститься» от политических партий, к которым они имеют отношение, вплоть до выхода из их состава, что и сделала Ирина Влах, заявив о выходе из ПКРМ.

Исключением является Партия социалистов, набравшая 55% голосов. Здесь следует отметить, что результат парламентских выборов по Гагаузии следует расценивать скорее, как доверие, оказанное России, а не как поддержку Партии социалистов в чистом виде. Тем не менее, Партия социалистов могла бы выдвинуть своего кандидата на этих выборах, однако, по всей видимости, в рядах гагаузских социалистов не нашлось того, кто имеет высокие шансы на победу в этих выборах.

T.: Если говорить теоретически, то каким должен быть идеальный кандидат, чтобы он смог убедить избирателей отдать свои голоса за него?

М. С.: Теоретически мне трудно ответить на этот вопрос, поэтому я постараюсь ответить на него с практической точки зрения. Если говорить о стандартном наборе кандидата на должность Башкана, который удовлетворял бы требования гагаузского электората, то здесь нужно учитывать то, что гагаузский избиратель в подавляющем большинстве является пророссийски настроенным. Идеальный кандидат с точки зрения гагаузского избирателя должен отвечать этому основному требованию. Все остальные требования вторичны. К сожалению, геополитика очень сильно влияет на политическую жизнь страны и автономии, в частности, и будет доминировать на предстоящих башканских выборах. Это не даст возможность сосредоточиться на обсуждении внутренних проблем автономии в рамках избирательной кампании. Кандидаты, безусловно, в своих программах пропишут, как они видят решение социальных, экономических и других проблем региона, не вдаваясь в подробности своих планов по решению этих проблем, но в информационном пространстве этому будет уделено незначительное внимание.

Здесь кандидаты бессильны что-либо изменить и вынуждены подстраиваться под те реалии, которые формируют в сознании гагаузского избирателя российские СМИ,  доминирующие в регионе и    создающие среди избирателей Гагаузии доминирующий стереотип, которому должен соответствовать кандидат на должность башкана.

T.: Во сколько обойдутся выборы и какая задача будет стоять перед «Пилигрим-Демо» в ходе нынешней избирательной кампании?

М. С.: Согласно смете, утвержденной ЦИК Гагаузии, на первый тур выборов запланировано потратить около 1,5 млн. леев. Всего на выборы башкана в бюджете Гагаузии на 2015 г. заложено около 2,2 млн. леев.

«Пилигрим-Демо» будет наблюдать за ходом этих выборов, вернее сказать уже начал наблюдение за ними. «Пилигрим-Демо» будет вести как долгосрочное наблюдение, так и наблюдение в день выборов.

Долгосрочное наблюдение

В рамках долгосрочного наблюдения «Пилигрим-Демо» будет следить за: процессом регистрации кандидатов, составлением списков избирателей; деятельностью избирательных и других государственных органов и учреждений, вовлеченных в процесс организации, подготовки и проведения предстоящих выборов; предвыборными мероприятиями конкурентов на выборах; освещением выборов в СМИ; и разрешением избирательных споров. «Пилигрим-Демо» проведет анализ действующей нормативной базы, регулирующей избирательный процесс в АТО Гагаузия, а также анализ соответствия выборов действующему законодательству АТО Гагаузия и Республики Молдова, хорошим практикам, а также международным стандартам в этой области.

Наблюдение в день выборов

В день выборов, наблюдатели «Пилигрим-Демо» будут следить за процессом голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования. Краткосрочные наблюдатели будут присутствовать при всех процедурах в день голосования, в том числе при открытии избирательных участков, голосовании, подсчете голосов и передаче избирательных документов от участковых избирательных бюро в окружные избирательные советы.

T.: Какой курс развития может выбрать Гагаузия после выборов?

М. С.: Я не думаю, что результаты этих выборов  особо повлияют на курс развития автономии. Для того чтобы мы могли говорить о каком-то курсе развития автономии, который зависел бы от башкана и его команды, регион должен обладать реальной автономией, как минимум в области публичных финансов, для того чтобы иметь возможность принимать решения самостоятельно и финансировать их тоже самостоятельно. В условиях системы управления Республики Молдова, где местные органы власти наделены рядом полномочий, но не обладают финансовой автономией, очень сложно самостоятельно определять направление развития на уровне региона, и это касается не только Гагаузии. Кто бы ни был башканом, ему/ей необходимо будет договариваться с Кишиневом для решения текущих проблем в регионе, и в этом плане Кишинев имеет очень много рычагов влияния на главу автономии.

Помимо взаимоотношений с Кишиневом новому башкану придется выстраивать взаимоотношения внутри самой Гагаузии. Кто бы неи выиграл выборы, ему/ее придется иметь дело с непростой гагаузской политической реальностью и, в частности, с Народным собранием, которое очень сильно фрагментировано, обладает рядом важных полномочий и может очень сильно ограничить власть Башкана. Если новому башкану не удастся договориться с Народным собранием или сформировать лояльное большинство в НСГ, ему/ей будет очень сложно продвигать свою политику. Первый политический конфликт между новым башканом и НСГ, возможно, возникнет уже на этапе формирования нового состава Исполнительного комитета.

T.: Как Вы считаете, какой интерес связывают общенациональные партии с этими выборами?

М. С.: Национальные партии преследует, как мне кажется, только один интерес в Гагаузии –  это контроль над регионом для усиления своего политического влияния на национальном уровне, и в этом плане политика политических партий по отношению к Гагаузии не отличается от политики по отношению к другим регионам/районам.

T.: А Вы лично какие ожидания связываете с предстоящими выборами?

М. С.: Мне сложно сказать, какие ожидания я связываю с предстоящими выборами. В существующих политических реалиях от башкана Гагаузии сложно чего-либо ожидать. Между Кишиневом и Народным собранием новый башкан будет, как между молотом и наковальней. Башкану придется лавировать между центром и Народным собранием для реализации своей политической повестки, что очень сложно и требует от лица, занимающего эту должность, недюжинных способностей.

Как адепт демократии я не приемлю концентрации власти в руках одного коллективного органа или должностного лица. Я хотел бы видеть достаточно независимые друг от друга Народное собрание Гагаузии и Исполнительный комитет, возглавляемый Башканом, с четко определенными компетенциями, чтоб они были способны обеспечить функционирование системы сдержек и противовесов внутри автономии. При этом мне хотелось бы видеть высокий уровень сотрудничества между этими органами для решения проблем внутри автономии и укрепления ее статуса на национальном уровне. В меньшей степени мне хотелось бы видеть противостояние между этими органами, и во имя устранения возможных противостояний укрепление одного органа за счет урезания полномочий другого. Мне хотелось бы, чтобы новый башкан приложил усилия для обеспечения функционирования такой системы внутри автономии.

В рамках избирательной кампании я хотел бы видеть содержательные дискуссии и дебаты между кандидатами, касающиеся внутренних проблем автономии, и обсуждение возможных решений для них.


 
Количество просмотров:
1500
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.