25 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Марат Гельман – наш московский провокатор?
20.02.2008
Марат Александрович Гельман. Родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Сын известного советского драматурга Александра Гельмана.
1983 год. Окончил Московский институт связи.
1988 год. Становится коллекционером.
1990 год. Создал первую в СССР частную галерею в Москве на Малой Полянке.
1995 год. Совместно с Глебом Павловским основал Фонд эффективной политики.
2002 год, июнь. Назначен заместителем гендиректора ОРТ.
Живет в Москве на Остоженке. Имеет двух сыновей.

"Кажется, его ненавидят все. И все ему завидуют. Завидуют его напору, его успеху. Его связям, его агрессивности. За это же дружно ненавидят, втайне мечтая выставиться в его галерее. Марат Гельман — самая скандальная фигура российского арт-рынка, каждая выставка которого — хорошо рассчитанный до копеек вызов обществу".

"Марат Гельман - единственный галерист среди политтехнологов и единственный политтехнолог среди галеристов. Провел последние годы в дебрях высокой политики, лишь слегка обозначая свое присутствие в художественной жизни, и вот теперь возвращается"

Благодаря одному из одноклассников Марата All Fun удалось взять это интервью...

- Скажите, Марат, Вы считаете Молдову своей Родиной? Какие чувства Вы испытываете относительно места Вашего рождения, и испытываете ли вообще?

- Последние пять лет, когда маму перевез в Москву, о Молдове я думаю все меньше. Я человек городской и считаю себя  кишиневцем  или  москвичом, а не россиянином или молдаванином. Кишинев.. да, разные чувства вызывал в разное время. Главное положительное воспоминание, конечно климат. Он формирует атмосферу, досуг, привычки. Я, конечно, шучу, но не совсем. Здесь в России есть партия, которая считает, что для светлого и счастливого будущего нужно изменить климат. И я с ними согласен.  Климат хороший, но страна маленькая. Амбициозному человеку там скоро становится нечего делать.

- Какую роль в Вашем становлении,  сыграло воспитание, как родительское, так и социальное (а проще   улица, друзья, школа и...)?

- Отвечаю по порядку.
Родительское: мама хотела, что бы я был  нормальным, отец не воспитывал, но самим фактом своего существования, общероссийской известностью, объяснял, что нет ничего хуже, чем быть нормальным.
Улица: не давала забыть о том, что я еврей, дала начальное сексуальное образование и навыки общения.

- Уезжая из Кишинёва, Вы преследовали определённую цель, или важнее было просто желание  вырваться?

- Я уезжал два раза. Один раз поступать в институт в 1977 году. Цель, не цель, но как еще проявить в полной мере то, что ты распоряжаешься собой полностью? Быть подальше от тех, кто помнит тебя ребенком. Второй раз в 1987 году это была эмиграция. Кишинев был маленьким скучным городом, в который хорошо наезжать. А Москва - большим веселым, в котором хотелось жить.

- Насколько Москва изменила Ваше мировоззрение?

- Вначале она сбила с меня спесь. Потом дала образование и не изменила, а сформировала мировоззрение.

- Какие свои личные качества Вы считаете движущими?

- Страсть, умение сомневаться в собственной правоте, сценарное мышление, индеферентность к деньгам, амбициозность (хотя это кажется меня отпустило).

- Часто ли Ваша ставка на талант не оправдывала себя? Можно ли чутьё Марата Гельмана брать за эталон?

- Это не важно. Важно, что практически все художники,  кто добился успеха, начинали у меня. На самом деле я мог обмануться скорее не в таланте, а в преданности искусству. Так один из первых художников, которого я любил, стал крупным землевладельцем. Он очень талантлив, но предпочел отказаться от карьеры художника. Такого рода потери есть. Но их не много.

- Искусство и политика   два полярных рода деятельности. Либо, между ними есть связь, известная только Вам? Поделитесь

- Политика это лекарство, а искусство - боль. Но сами персонажи, стоящие в центре той и другой сферы, похожи. В 1995 году у меня было ощущение, что сфера искусства интересная, интеллектуальная, но не настоящая. И для того чтобы быть субъектом истории, то есть человеком творящим, надо идти в какие-то другие места. Политика казалась серьезным реальным делом. На данный момент никакой содержательной работы в политике уже нет. Искусство же, наоборот, та область, где сегодня можно сделать что-то очень важное.

- Почему Вы отошли от политической деятельности? Что это, разочарование или переоценка ценностей?

- Во-первых, она завершилась. Я имею в виду та политика, которая делала востребованными людей моего типа: думающих, выдумывающих, играющих. Зачем. Посадил человека, и нет конкурента. Позвонил в Минюст, и нет половины партий. Послал список на канал, и никто не увидит твоего оппонента.

- Сравните степень успешности работы Ваших галерей до ухода в политику, и после возвращения, многое ли пришлось восстанавливать заново?

- Галерея в 90-х была центром, штабом генерирующим творческую энергию. Сегодня это мощная коммерческая институция.

Как Вы считаете,  Марат Гельман в глазах общественности  это...? 

Жид, москаль, политтехнолог, калоед.

- После прочтения десятков интервью с Вами, очень захотелось задать Вам вопрос.., которого ещё не задавал никто. Не личный и не провокационный...
Попробую:  Марат, какой вопрос Вам не задавали никогда, а Вам хотелось бы его услышать?

- Меня никто не спрашивает, каково это быть 50-летним мужчиной, когда все вокруг подсказывает, что твой звездный час позади. Отвечаю:  ужас, ужас!

 

 


 
Количество просмотров:
831
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.