Александр Журавлев
Сравнения Барака Обамы с президентом Франклином Д. Рузвельтом делаются постоянно. И это понятно - слишком похожи обстоятельства, которые сопровождают приход новоизбранного президента в Белый дом в 2009 году, на тревожную зиму и раннюю весну 1933 года, когда над Америкой сгустился мрак Великой Депрессии.
Но есть еще один момент, который заставляет сравнивать ранние дни двух администраций. Речь идет о кандидатуре на пост государственного секретаря. При Рузвельте им стал Корделл Халл, конгрессмен от штата Теннесси, автор многих популярных законопроектов. Он обладал большим влиянием в Демократической партии и Рузвельт назначил на его пост госсекретаря, чтобы заручиться поддержкой его сторонников.
Дружбы не получилось
Как рассказывает специалист по истории американской дипломатии Майкл Хант из университета Северной Каролины, Корделл Халл, представитель старой южной аристократии, никогда не был близок к тесному кругу друзей президента Рузвельта.
С годами его влияние слабело, и хотя он провел на своем посту рекордные 11 лет и вошел в историю как "отец-основатель Организации Объединенных Наций" и получил за это Нобелевскую премию мира, в администрации Рузвельта на него почти не обращали внимания, а многие вопросы внешней политики решались самим президентом, а не в стенах госдепартамента.
Халла совершенно оттеснили, например от решения проблем послевоенного устройства в Европе, что он переживал очень болезненно.
Репутация может стать обузой
Пример Корделла Халла, уважаемого политика, но маргинальной фигуры в администрации, может оказаться поучительным для Хилари Клинтон, если она займет пост госсекретаря, что представляется весьма вероятным.
Она придет на этот пост, обладая высокой международной репутацией, большим опытом общения с мировыми лидерами и немалыми познаниями в области внешней политики.
Однако ее отношения с президентом и новой администрацией пока совершенно не сложились, а ее будущие политические планы могут их еще больше осложнить.
По мнению Майкла Ханта, "между Белым домом и госдепом могут возникнуть трения, которые вообще являются лейтмотивом американской истории". А если добавить к этому присутствие в этом треугольнике Билла Клинтона, возникают новые вопросы.
Груз прошлого
Судя по внешним признакам, сенатор Клинтон и Обама заключили мирное соглашение.
Однако между ними еще в недавнем прошлом шла ожесточенная борьба в рамках самой протяженной предвыборной кампании в американской истории, и сложные отношения между Хилари Клинтон и многими ведущими членами новой администрации, перешедшими туда из предвыборного штаба Обамы, могут омрачить ее появление в госдепартаменте и на мировой арене.
Клинтон известна своим дотошным и аналитическим стилем работы. Подобно Обаме, она методична и не оставляет вне своего внимания даже мельчайшие детали рассматриваемого вопроса.
В последние пять лет она была членом комитета сената по вооруженным силам и занималась проблемами, связанными с военными действиями в Ираке и Афганистане. Среди глав государств и правительств ее репутация как одного из самых влиятельных политиков в Вашингтоне необычайно велика.
Ее избирательную кампанию поддерживали ведущие американские дипломаты из обеих партий, в том числе ветераны Генри Киссинджер и Ричард Холбрук. Многие из ее бывших советников могли бы войти в ее мини-кабинет в составе госдепартамента.
"Она принесет с собой на этот пост, который требует поистине влиятельнейшей фигуры, серьезность и искренность", - считает бывший американский посол Нанси Содерберг, которая занимала ряд руководящих должностей в администрации Билла Клинтона.
Однако по мнению другого бывшего члена той же администрации, который пожелал остаться анонимным, такой высокий статус имеет и свои отрицательные стороны. По его мнению, "он может породить сомнения среди мировых лидеров в том, насколько близка она к новому президенту".
Коридоры власти
Такая близость всегда считалась необходимым условием успешной деятельности главы американского внешнеполитического ведомства. Самые известные примеры такой близости между президентом и госсекретарем включают Джеймса Бейкера и Генри Киссинджера.
Главе госдепартамента часто приходится согласовывать свою позицию с советником по национальной безопасности президента, с министром обороны и разведывательным сообществом.
Хилари Клинтон придется также делить сферу внешней политики с вице-президентом Джо Байденом, который занимал пост председателя сенатского комитета по внешней политике.
Известно, что Байден поддержал кандидатуру Клинтон, предпочтя ее сенатору Джону Керри, который также вошел в список претендентов на пост госсекретаря.
Однако Байден явно не намерен отойти на второй план и не согласен выполнять эпизодические задания президента, как это делал вице-президент Ал Гор. И это может стать еще одним источником конфликтов с Белым домом.