Джим Малоун
Решение Барака Обамы предложить своей бывшей политической сопернице Хиллари Клинтон занять в новой администрации пост госсекретаря вызвало в основном положительную реакцию в стране. Однако, по мнению многих аналитиков, последствия этого шага могут оказаться неоднозначными.
Объявляя состав своей команды, новоизбранный президент США заявил, что те, кто входит в ее состав, разделяют его взгляды в главном, однако в случае разногласий не уклоняются от спора. Вместе с тем Барак Обама ясно дал понять, что в сфере внешней политики решающий голос будет принадлежать ему.
«Я – сторонник сильных людей и глубоких убеждений, – сказал новоизбранный президент. – Я уверен, что лишь при наличии этих двух факторов можно принять правильное решение. Однако необходимо иметь в виду, что я – президент, и определять политический курс – это моя обязанность. Мне предстоит нести ответственность за действия всей команды, и я рассчитываю на то, что после того, как решение принято, все, кто входит в ее состав, будут его выполнять. Как сказал Гарри Трумэн, все замыкается на мне».
По словам Хиллари Клинтон, решение оставить пост сенатора и принять предложенную должность не было для нее простым. И все же она решила рискнуть.
«Президент Кеннеди, – сказала она, – заметил однажды: «Сплотить весь мир перед лицом общей угрозы – вот главная задача нашего века». Что ж, господин избранный президент, я горда возможностью присоединиться к вам в решении главной задачи нашего – нового - века, столь сложной и увлекательной».
По мнению большинства экспертов, присутствие Хиллари Клинтон в команде в качестве госсекретаря сулит новой администрации большие преимущества. Норман Орнстин – политолог из вашингтонского Института американского предпринимательства – полагает, что иметь госсекретаря, способного выразить точку зрения президента и в то же время обладающего высоким международным авторитетом, чрезвычайно важно для команды Барака Обамы.
Некоторые аналитики полагают, однако, что трения между бывшими политическими соперниками могут возникнуть и сегодня. По мнению Джеймса Пфиффнера, специалиста по институту президентства из Университета Джорджа Мэйсона, причина тому – незаурядные способности бывшей первой леди и ее политическое прошлое.
«Она объездила весь свет, – говорит политолог. – У нее огромный опыт. Она пользуется широкой популярностью во всем мире. Но есть у всего этого и теневая сторона: она – весьма независимый политический деятель, обладающий собственной базой поддержки – хотя бы потому, что недавно сама участвовала в президентской гонке. Поэтому почва для конфликта существует – по крайней мере, теоретически».
Брюс Бьюкенен – политолог из Техасского университета – считает назначение Хиллари Клинтон смелым, но рискованным шагом: «Может быть, это блистательное решение – в том случае, если оно сработает. Но степень сложности в данном случае чрезвычайно высока – потому и не следует спешить с прогнозами».
По его мнению, подчинение новому президенту, возможно, не входит в намерения Хиллари Клинтон. В то же время, не исключено, что назначение бывшей первой леди окажет объединяющее воздействие на команду Обамы.
«И если это получится, – считает профессор Бьюкенен, – пусть даже сегодня об этом еще рано судить, то окажется, что Обама не только включит в состав своей команды выдающегося политического деятеля, широко известного и, в общем, признанного во всем мире, но, более того, объединит Демократическую партию – без участия Хиллари Клинтон это невозможно».
В прошлом президентов и госсекретарей нередко связывали тесные личные узы. Примерами тому могут служить взаимоотношения Ричарда Никсона и Генри Киссинджера, а также Джорджа Буша-старшего и Джеймса Бейкера.
Барак Обама и Хиллари Клинтон совсем недавно были политическими соперниками. Однако, по мнению Росса Бейкера – аналитика из Университета Ратгерса – их отношения могут кардинально измениться.
«Хиллари обладает чрезвычайно гибким характером, – подчеркивает политолог. – По всей вероятности, бывшая первая леди хорошо сознает, что у администрации может быть только один руководитель – президент Соединенных Штатов – и что, занимая пост госсекретаря, необходимо действовать заодно с ним».
Назначение политического соперника на пост госсекретаря – не частое событие в политической жизни США, однако считать его беспрецедентным – было бы неверно. У Барака Обамы есть, как минимум, три предшественника: Джон Куинси Адамс, Авраам Линкольн и Бенджамин Гаррисон.