Борис Штерн
Масштабные беспорядки, случившиеся в Хевроне из-за одного единственного дома, стали символом раскола в израильском обществе накануне старта избирательной кампании.
В Израиле говорят, что баталии за так называемый "дом мира" стали символом раздора не между арабами и евреями, а между жителями еврейского Хеврона и государством, а также левыми и правыми.
История этого дома в Хевроне началась со скандала и, видимо, скандалом заканчивается. Правда, стоит заметить, что пока Высший суд справедливости Израиля не дал ясного заключения по поводу того, кому этот дом действительно принадлежит - евреям, которые утверждают, что они его купили, или арабам, которые говорят, что они ничего не продавали.
Судебное постановление, приведенное в исполнение в четверг армией и полицией, всего лишь означает, что евреи должны быть выселены до окончательного выяснения обстоятельств сделки.
Непростой город Хеврон
Хеврон сегодня считается одним из самых проблемных городов. Он находится в 36 километрах от Иерусалима, между горами и пустыней. Долгое время Хеврон был одним из крупнейших торговых центров Ближнего Востока, а соответственно городом, открытым для всех. Сегодня он разделен на две части - еврейскую и арабскую.
Впервые город упоминается в Священных еврейских писаниях, в истории о том, как Авраам покупал пещеру Махпела для захоронения своей жены Сары. Впоследствии там же были похоронены библейские Исаак и Яков.
Хеврон стал первой столицей царя Давида. Иудеи считают это место очень важным духовно-религиозным центром.
В разное время тут правили персы, римляне, европейцы-крестоносцы, мамлюки, турки и англичане. Постоянное еврейское присутствие в этом городе возобновилось именно во времена Британского мандата в 1918 году. До 1929 года жизнь в еврейско-арабском Хевроне протекала вполне спокойно. Евреи, в основном выходцы из Европы, построили здесь несколько кварталов, больницу и поддерживали активные контакты с арабским населением.
Так продолжалось до конца 1920-х. Но в 1929 году англичане проигнорировали призывы иерусалимского шейха Хусейна к погрому, в результате чего погибли десятки людей и сотни были ранены.
Покинув Хеврон в 1936 году, евреи вернулись туда уже после образования Израиля в 1968 - через год после Шестидневной войны. Сегодня еврейское население города составляет около 650 человек.
Купили - не купили
Одна из главных проблем евреев в Хевроне весьма банальна и понятна многим - квартирный вопрос. Еврейские кварталы вплотную окружены кварталами арабскими. Места для масштабного строительства жилья нет, и разрешение Гражданской администрации, управляющей еврейской частью города, получить практически невозможно. Единственная возможность приобрести недвижимость - это купить жилье в примыкающих арабских районах.
До определенного времени это активно практиковалось. Власти не чинили этому препятствий, поддерживая еврейское присутствие в городе. Но постепенно ситуация стала меняться, и вскоре в Палестинской автономии продажу недвижимости евреям объявили преступлением. С тех пор торговля недвижимостью в Хевроне перешла в теневой сектор.
Именно так был приобретен и так называемый "Дом мира", из-за которого на этой неделе и произошли масштабные беспорядки.
Договор о купле-продаже заключили через подставное лицо, араба, который все оформил и передал продавцу около 700 тысяч долларов, а новым фактическим хозяевам - документы на недвижимость.
В марте 2007 года в "Дом мира" вселились еврейские семьи. Новоселье было отмечено с размахом. Дом находится на дороге между Хевроном и соседним городом Кирьят-Арба, на так называемой "Тропе молящихся", и, по словам новоселов, является стратегическим местом.
Скандал не заставил себя ждать.
Во-первых, Гражданская администрация выразила недовольство самим фактом покупки, на которую никто не брал у нее разрешения. Во-вторых, после новоселья продавец-араб заявил, что никому ничего не продавал. Имя арабского владельца стало известно только через несколько дней - Файяз Раджаби.
По его словам, дом был построен для его семьи и является делом всей его жизни, а все документы, которые предоставили хевронские евреи, - подделка.
Параллельно появилась информация о том, что Раджаби арестовали Службы безопасности ПА. По законам автономии продажа недвижимости евреям - преступление. В конечном итоге арабского владельца освободили, и все разбирательство со страниц газет и телевидения плавно переместилось в кабинеты прокуратуры и залы судебных заседаний.
Прокуроры против
Сейчас Дом мира все чаще называют Домом раздора.
Прокуратура, получив документы на покупку дома и отправив их на экспертизу, сообщила, что считает бумаги поддельными. Высший суд справедливости Израиля употребил иную формулировку: "документы с сомнительной подлинностью".
Не убедило следователей прокуратуры и судей ни видео, сделанное скрытой камерой, на котором бывший владелец упоминает о состоявшейся сделке, ни аудио с аналогичным текстом.
Однако, к удивлению многих, суд не спешил принимать постановление о выселении. С мертвой точки ситуацию сдвинули активисты ультра-левого израильского движения "Шалом Ахшав" ("Мир сейчас"). После их обращения в Высший суд справедливости государственная машина заработала куда быстрее.
Уже в конце октября нынешнего года судьи постановили, что евреев из дома надо выселить, до установления в окружном суде личности владельцев недвижимостью. Однако это решение можно рассматривать исключительно как временное, не ставящее точку в споре о владении.
В Израиле ситуация вокруг "Дома мира" стала одним из главных раздражителей между левыми и правыми. Вопрос неоднократно обсуждался в Кнессете. Депутаты различных партий даже обратились к юридическому советнику правительства Менахему Мазузу с просьбой назначить новые судебные слушания.
Среди подписавшихся под обращением были представители практически всех партий, в том числе правящей Кадимы, Ликуда и Партии пенсионеров.
Пресса окончательно переименовала "Дом мира" в "Дом раздора", и все стали ждать, что же решит министр обороны Эхуд Барак, так как спорная территория находится в ведении минобороны.
Бараку предстояло выбрать время и средства для эвакуации хевронских евреев из злополучного дома.
Партийный вектор
На посту лидера партии Труда, поддерживающей мирный процесс и считающей себя продолжателем дела Ицхака Рабина, Эхуд Барак испортил отношения с евреями, проживающими на территориях и выступающими против передачи земель палестинцам.
Уже на посту главы министерства обороны Барак неоднократно говорил о том, что готов навести порядок в поселениях и выполнить международные требования о прекращении поселенческой активности на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Фактически решение Высшего суда справедливости стало неким карт-бланшем министру обороны на активные действия.
Эхуд Барак попал в очень непростое положение. С одной стороны, выселение хевронских евреев из "Дома мира" в глазах левого электората было бы красивым выполнением своих обещаний, особенно накануне праймериз и выборов в Кнессет.
Однако в глазах более широкой общественности жесткие действия армии могли бы выглядеть повторением жестокого выселения жителей поселка Амона, которое провел премьер-министр Эхуд Ольмерт в начале своего правления. Именно из опасений жесткого сопротивления со стороны правых Барак пытался тянуть время.
Информация о возможном принудительном выселении евреев появилась еще в начале этой недели. Еще в ноябре в "Дом мира" стали съезжаться правые активисты с одной целью - сопротивляться. Штаб защитников Дома сообщил, что внутри находится несколько тысяч человек, готовых к активной борьбе.
Правый лагерь серьезно пересмотрел результаты ухода из сектора Газа, и его отдельные представители заявляли о том, что готовы к самым серьезным действиям.
Все это вылилось в масштабные беспорядки.
Переговоры между поселенцами и министром обороны продолжались вплоть до 4 декабря. Еще утром в четверг появилась информация о том, что Эхуд Барак принял руководителей Совета поселений. Однако договориться не получилось - днем еврейские жители Дома были принудительно эвакуированы.
Шквал критики
Моментально появились заявления политиков правого толка о том, что министр обороны принял поспешное и жесткое решение.
Армия и полиция применили шумовые гранаты и слезоточивый газ. 25 человек ранены, из них двое в тяжелом состоянии. В Хевроне начались беспорядки. К вечеру четверга появилась информация о том, что в городе слышны выстрелы и подожжены масличные плантации.
Аналитики полагают, что Эхуду бараку не избежать шквала критики.
Аналитики утверждают, что вряд ли жесткая и демонстративная акция выселения (все события транслировали в прямом эфире израильские телеканалы) принесет лидеру "Аводы" дополнительные дивиденды даже среди однопартийцев, которые в эти дни голосуют на внутрипартийных выборах.
Однако в глазах ультралевых, многие из которых голосуют за "Аводу" на общих выборах, министр, скорее всего станет героем.
В настоящий момент у "Дома мира" сосредоточенно около 500 бойцов полицейского спецназа. Отношения между евреями и полицией очень напряжены.
А пока ни у министра Барака, ни у суда нет ответа на вопрос, из-за которого собственно все и началось: "Кому действительно принадлежит дом?"