В заявлении, переданном пятью предполагаемыми организаторами терактов 11 сентября военному судье трибунала в Гуантанамо, они признают свою вину, иными словами, просят как можно скорее казнить их, пишет Le Temps.
Об этом заявлении стало известно только во вторник в ходе предварительных слушаний военной комиссии, которая будет судить пятерых подозреваемых, сообщает корреспондент Луи Лема. По этому случаю американская администрация не преминула устроить "шоу": на базу привезли родственников жертв и десятки журналистов.
Издание напоминает, что Халед Шейх Мухаммед еще летом признался, что "от А до Я" спланировал теракты, и никогда не скрывал своего желания стать "мучеником", умерев от рук врагов. Для него и всех членов "Аль-Каиды" избрание Барака Хусейна Обамы президентом США стало плохой новостью: ведь сеть Усамы бен Ладена заявила, что лучший способ уничтожить Соединенные Штаты – посадить в Белый Дом "буйного" Джона Маккейна. Теперь в Америке президент, вызывающий симпатию многих в арабском мире, пообещавший положить конец "исключительному правосудию" и дать каждому заключенному гарантию неприкосновенности личности и право на обжалование решения суда: одним словом, он "испортит черно-белую картину", отмечает автор статьи.
Издание подчеркивает, что приход демократа в Белый дом вызывает недовольство нынешних вашингтонских властей. По мнению адвоката защиты Томаса Деркина, присутствие родственников жертв на слушаниях, превращенных в шоу, - попытка политически шантажировать будущего президента Обаму, внушив ложную идею, что отказаться от военного суда – значит бросить жертв.
Такая попытка перебежать дорогу будущему президенту подтверждает, по мнению автора статьи, тезис многих исследователей. По мнению одного из них, Жиля Кепеля, сегодня мир является свидетелем краха двух идей, главенствовавших в мире после 11 сентября: о том, что "бен Ладен сотоварищи" хотел изменить мир с помощью джихада, выражавшегося в мученичестве, а неконсерваторы из команды Джорджа Буша намеревались изменить Ближний Восток силой оружия. Как пишет Луи Лема, эти два видения как будто враждебны друг другу, но, с другой стороны,- у них много общего: оба ставят своей задачей борьбу со "злом", оба нацелены на создание идеального государства – либо демократии, соответствующей божественному замыслу, либо благочестивого халифата. В результате эти две концепции стали друг друга подпитывать.
Автор статьи задается вопросом, станут ли слушания в Гуантанамо финальной сценой конфронтации. Даст ли новый президент предполагаемым организаторам терактов шанс стать мучениками или, отказавшись от военного суда и начав процесс с начала, согласится, чтобы его обвинили в затягивании мучений жертв, требующих как можно скорее свершить правосудие? В любом случае, заключает Луи Лема, следующему президенту США будет непросто разобраться с доставшимся ему наследством.