Колебания курсов валют в 2009 году на российском рынке будут двусторонними, ослабление рубля будет сменяться его укреплением, заявил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев в интервью газете "Ведомости", опубликованном в воскресенье.
"Я убежден, что наши действия по расширению коридора колебаний курса рубля не есть девальвация. Это именно перемещение границ курсовых колебаний. Я верю, что в 2009 году колебания курсов валют будут двусторонними. И будет гораздо более волатильный курс. И возможный цикл ослабления национальной валюты гораздо короче, чем цикл укрепления", - подчеркнул он.
Улюкаев напомнил, что в декабре ЦБ продолжал продавать валюту, хотя и в гораздо меньших объемах, чем это было в октябре - начале ноября. Причиной стали ожидания ослабления курса к корзине, основанные на прогнозе платежного баланса. При этом, по мнению первого зампреда ЦБ, участники рынка совершают ошибку при оценке платежного баланса, связанную с оценкой экспорта и импорта.
"Я считаю, что в 2009 году у нас будет положительное торговое сальдо при практически любом сценарии. И скорее всего будет положительным, пусть и весьма скромным, сальдо по текущему счету платежного баланса. Когда рынок и общество это поймут, скорее всего ближе к середине года, изменятся ожидания к курсу и поведение на рынке с покупки валюты на ее продажу. Не исключаю я и гораздо меньшего отрицательного сальдо по капитальному счету - в 2009 году могут появиться возможности по рефинансированию внешнего долга для российских заемщиков", - сказал Улюкаев.
В интервью "Ведомостям" первый зампред Центробанка подчеркнул, что в период кризиса Банк России восполняет возникающий дефицит фондирования, который берется из сальдо текущего капитального счета. По его оценке, за январь-ноябрь 2008 года отток капитала составил примерно 80 миллиардов долларов, при этом ЦБ выдал около 3 триллионов рублей.
"Мы компенсатор того, что исчезло из нормальной пассивной базы банков. Но основная ее часть осталась. Почти 6 триллионов рублей средств населения у банков - это гораздо больше нашего вклада. Поэтому странно слушать рассуждения: мол, банки дают дорогие кредиты экономике, потому что Центральный банк дает короткие и дорогие кредиты. Активы банков - 20 триллионов рублей, Центральный банк дает только 15% от этого. Даже если мы будем раздавать деньги с номинальной нулевой ставкой (а сегодня она близка к нулю в реальном выражении с учетом инфляции), это не значит, что изменится полностью природа пассивов банков", - подчеркнул он.
Говоря о ситуации с вкладами, Улюкаев отметил, что начиная с середины ноября идет прирост депозитов. При этом, подчеркнул он, становится заметной тенденция увеличения валютных вкладов.
По его словам, ЦБ тревожит ситуация, при которой банки стремятся перевести обязательства частных и корпоративных заемщиков в рубли, тогда как все больше пассивов у них формируется в валюте. "Дисбаланс между валютой активов и пассивов - основание для того, чтобы банки уменьшали свои валютные обязательства перед нерезидентами. И они это делают довольно активно, что нормально. В основном уменьшается отрицательная величина чистых иностранных активов. Когда это происходит за счет роста иностранных активов, нас это беспокоит. Когда за счет снижения иностранных пассивов - не беспокоит", - сообщил он.
Он отметил, что Банк России почувствовал ослабление давления на валютном рынке после принятых мер. "Естественно, это выразилось в некотором сокращении объемов операций на внутреннем валютном рынке. У нас не какие-то драконовские методы. Да, примерно четверти банков, которые участвуют в беззалоговых аукционах, мы сократили лимиты. Но ненамного. В ряде случаев мы входим в положение банков, которые давали нам внятные объяснения. Прежде всего они касались роста валютных депозитов юрлиц. Или, например, мы готовы принять во внимание вложение в евробонды или довнесение средств на депозиты в иностранных банках, чтобы избежать маржин-коллов по заложенным активам. Эта область также вызывает пристальное внимание правоохранительных органов, интересующихся криминальной составляющей. Их логика простая: статистически отток капитала совпадает с действиями по предоставлению ликвидности. И возникает мысль, что это чистой воды атака на рубль. В какой-то части так оно и есть. Но это небольшая часть, и она есть всегда. И сейчас не заметно, чтобы она возросла. Сейчас есть рациональное поведение банков в преодолении разрыва валютной составляющей активов и пассивов", - сказал первый замглавы Центробанка.
Комментируя действия ЦБ во время кризиса, он заметил: "В обществе есть отношение: вы раздали 3 триллиона рублей, а до реального сектора они не дошли. Так и не должны были дойти".
По его словам, в мировой практике есть специальные требования не направлять средства субординированных кредитов банкам на кредитование реального сектора - эти деньги должны возместить выпадающие пассивы и создать капитальную базу для того, чтобы можно было принимать риски кредитования. Чтобы в случае списаний убытков они не подорвали капитальную базу.
" Это механизм поддержания банковской системы в рабочем состоянии. И, к сожалению, они сейчас фактически тратятся на кредитование реального сектора, поскольку других пассивов нет. Но это не благо, а минус, снижающий устойчивость системы. И поощрять за снижение устойчивости системы и наказывать за повышение устойчивости мы не расположены. Я считаю, то, что мы даем, - это замещающие средства того, что в одночасье потеряли банки. И в конечном счете это основание, чтобы банки продолжали кредитовать. Но нельзя автоматом все полученное направлять в кредиты", - сказал Улюкаев в интервью.
Говоря о волне долларизации, Улюкаев заметил, что она в отличие от цикла дедолларизации, который опирался на фундаментальные обстоятельства (укрепление рубля было связано с высокими темпами экономического роста и с дооценкой национальных активов), обратное движение лишь отчасти связано с фундаментальными факторами - такими, как балансировка текущего счета. А вот капитальный счет - фактор нефундаментальный, он волатилен.
Он сообщил также, что ЦБ в январе подготовит доклад о видении макроэкономической ситуации, и о своих действиях в этой связи. "Вообще, сегодня инвестиционный горизонт у нас - это примерно квартал. И с бюджетом так же - ведь не случайно правительство сделало график пересмотра тарифов поквартальным. И так будем жить весь год", - сказал Улюкаев.