Антон Ходасевич
Исполнительный совет Международного валютного фонда одобрил программу о выделении Белоруссии кредита в размере 2,5 млрд. долл., сообщило поздно вечером в понедельник представительство МВФ в Минске. Ожидается, что первый транш – 800 млн. долл. поступит в республику в январе.
Пока содержание этой программы, принесшей немало проблем властям Белоруссии, широкой общественности неизвестно. Руководство республики сообщает, что очередная непопулярная мера во внешнеэкономической политике была принята по требованию МВФ после начала воплощения программы в жизнь. Так произошло с девальвацией белорусского рубля на 20%, которая стала новогодним подарком для белорусов.
Теперь все усилия властей сосредоточены на том, чтобы убедить население: в дальнейшем белорусский валютный рынок будет стабилизироваться. Днем ранее глава Национального банка Петр Прокопович заявил, что ни введения российского рубля, ни деноминации в ближайшее время в Белоруссии не произойдет. «Процесс перехода на российский рубль занимает как минимум 2–3 года», – сказал Прокопович, убеждая соотечественников не поддаваться панике. Он рассказал, что для перехода на российский рубль центральные банки двух стран должны подписать шесть соглашений. Кроме того, необходимо принять несколько соглашений, часть которых должна быть ратифицирована парламентами.
Что касается деноминации, то слухи о ней, по мнению Прокоповича, распространили люди, «которые хотели бы дестабилизировать обстановку». При этом глава Нацбанка уверял, что больше никаких резких девальваций, подобных той, что случилась 2 января, не будет.
Как писала «НГ», правительство Белоруссии под давлением МВФ в декабре отыграло назад свое решение о повышении заработной платы бюджетникам на 23%, оставив 5% роста. Сегодня из уст в уста передается информация о том, что МВФ в качестве еще одного условия предоставления кредита выдвигает требование повысить пенсионный ценз (в настоящее время 60 лет для мужчин и 55 – для женщин). Косвенным подтверждением подобных слухов явилось заявление Министерства труда, что в Белоруссии готовится пенсионная реформа. Обсуждается возможность повышения тарифов на услуги ЖКХ для населения (сегодня белорусы оплачивают 32% их стоимости).
Комментируя изменение позиции белорусского президента по отношению к МВФ, эксперты говорят, что только плачевное состояние экономики могло заставить его «идти на поводу у фонда».