Леонид Сокольников
Затянувшаяся газовая блокада вынудила председателя ЕС Чехию выступить со специальным заявлением о том, что ситуация вокруг газового конфликта будет иметь экономические и политические последствия для России и Украины.
Затянувшаяся газовая блокада Европы вынудила председательствующую в ЕС Чехию в пятницу, 16 января, выступить со специальным заявлением. "Ситуация вокруг российско-украинского газового конфликта будет иметь экономические и политические последствия для России и Украины", - говорится в документе.
ЕС посылает в Москву только специалистов
"Нынешняя ситуация наносит вред доверию к России как к стране-поставщику и к Украине как к стране-транзитеру. Эта ситуация будет иметь финансовые, экономические и политические последствия для обеих стран", - предупреждает Чехия.
Как известно, накануне послы, представляющие все 27 стран-участниц Евросоюза, поддержали предложение Праги направить в субботу, 17 января, на созываемый Москвой газовый саммит министра промышленности Чехии Мартина Ржимана и еврокомиссара, курирующего вопросы энергетики, Андриса Пиебалгса. Более высокий уровень своего представительства Брюссель, как говорят чиновники, посчитал контрпродуктивным. При этом было обговорено немаловажное условие: в саммите должна принять участие и Украина.
Раздраженность Брюсселя растет
Кроме того, дипломаты уже в который раз выразили полную поддержку требованию Евросоюза незамедлительно возобновить поставки газа в Европу. Кроме того, было еще раз отмечено, что Россия и Украины должны выполнить взятые на себя обязательства по обеспечению надлежащих условий работы наблюдательной миссии. Согласно сообщениям, приходящим в пресс-центр Европейского союза, становится все более очевидной раздраженность Брюсселя.
"Если Россия и Украина не придерживаются достигнутых соглашений, то это означает, что обе страны больше не могут рассматриваться Евросоюзом в качестве надежных партнеров в сфере поставок энергоносителей", - заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Евросоюз дает последний шанс
Канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) накануне проходящей 16 января встречи с Владимиром Путиным в Берлине была чуть более дипломатичной. "Я полагаю, что по причине длительного прекращения поставок газа Россия в определенной степени может утратить наше доверие, такая опасность существует", - заявила она.
В Брюсселе полагают, что в свете предстоящих в эти выходные дни переговоров Россия и Украина имеют возможность продемонстрировать, что они все-таки серьезно настроены на разрешение кризисной ситуации.
"Это будет их последний шанс пройти тест в качестве надежных партнеров", - сказал на встрече с журналистами высокопоставленный чиновник ЕС.
Идею с технологическим газом одобрили не все
"Я могу только подтвердить, что через эту станцию газ не проходит", - от европейских наблюдателей, отправленных на диспетчерские пункты, по-прежнему приходят только такие сообщения.
Официальный Киев объясняет такое положение невозможностью запустить систему, пока в нее не будет закачано как минимум 330 миллионов кубометров природного газа. Поэтому "Нафтогаз" не принимает заявки "Газпрома" на подачу в Европу значительно меньших объемов "голубого топлива". Чтобы решить этот вопрос, российский премьер Владимир Путин на встрече с министром производственной деятельности Италии Клаудио Скайолой в Москве предложил европейским энергетическим компаниям создать совместный с Россией консорциум для закупки у "Газпрома" технологического газа, необходимого для обеспечения транзита через Украину.
И хотя, по заявлению официального представителя Еврокомиссии Йоханнесса Лайтенбергера (Johannes Lautenberg), руководство ЕС "поддерживает любые решения, которые могут быть согласованы всеми сторонами с целью разблокирования кризисной ситуации", по мнению наблюдателей, эта идея пока не нашла единодушного одобрения у стран-участниц ЕС. Во-первых, Евросоюзу в этом случае пришлось бы фактически доплачивать за газ, который он и так уже оплатил по действующим контрактам. А во-вторых, нет никаких гарантий, что подобное решение действительно откроет путь бесперебойным поставкам "голубого топлива" из России в Европу.