Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заверяет, что в России не будет новой "криминальной революции", подобной той, что была в 90-х годах, но говорит, что МВД готово отреагировать на ухудшение криминогенной ситуации.
"Могу подтвердить цифрами и фактами, что сегодня МВД эффективно борется с криминальным миром и адекватно реагирует на новые угрозы. Избранный нами курс, который можно обозначить тремя понятиями - "Закон. Люди. Современные технологии", - себя полностью оправдывает. Все это время мы активно занимались профилактикой правонарушений, совершенствовали методы нашей работы, чтобы уверенно заявить сегодня - разгула преступности мы не допустим", - заявил министр в публикуемом во вторник интервью "Независимой газете".
По его словам, МВД провело техническую модернизацию, качественно улучшен кадровый состав сотрудников, уровень их профессиональной и технической подготовки стал значительно выше.
"Новой криминальной революции не будет. В современной России совершенно другая социально-политическая ситуация, другой уровень общественного и правового сознания - идет снижение уровня преступности... Можно констатировать - эпоха криминальных войн в прошлом", - заявил глава МВД.
Для "героев криминальных войн 90-х", которые отсидели 10- и 15-летние сроки заключения по самым жестоким преступлениям и сейчас возвращаются из тюрем и колоний, Нургалиев предлагает создавать рабочие места. Сейчас решение этого вопроса упирается в отсутствие необходимой законодательной базы - "в частности, федерального законодательства о квотировании рабочих мест".
По словам министра, на федеральном уровне не выработана система стимулирования работодателей, создающих рабочие места для ранее судимых, а также для выпускников интернатных учреждений и детских домов. В прошлом году рабочее место смог получить лишь каждый четвертый условно осужденный и только каждый пятый освободившийся из мест лишения свободы.
Нургалиев считает, что тенденция к росту в условиях экономической нестабильности будет у так называемых общеуголовных преступлений, среди которых уличная преступность. Для борьбы с ней внедрена система профилактики с применением новейших технологий - на улицах городов уже установлено и действует около 73 тысяч камер видеонаблюдения, оборудовано более 12 тысяч установок экстренной связи "гражданин-милиция". С помощью программы "Безопасный город", которая действует в 53 регионах страны, в прошлом году было раскрыто 11,1 тысячи преступлений и выявлено 125 тысяч административных правонарушений, рассказал министр.
Нургалиев заявил также, что криминальный капитал сегодня стремится отмыть средства, полученные преступным путем. "Вкладывая в легальный сектор экономики, криминал проникает в наиболее доходные виды коммерческой деятельности: топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс, добычу и реализацию биоресурсов, металлургическую промышленность, автомобилестроение", - сказал он.
В 2008 году было выявлено 448,8 тысячи таких преступлений, из них 40% тяжких и особо тяжких. Актуальным направлением работы МВД, по словам главы ведомства, остается борьба с рейдерскими захватами, фиктивными банкротствами.
"В прошлом году из-под влияния ОПГ было выведено 89 объектов экономики. Материальный ущерб от экономических преступлений, установленный по результатам только оконченных уголовных дел, составил 142,5 миллиарда рублей", - сообщил он.
Для того, чтобы выбить из-под организованной преступности ее фундамент - финансовую опору, Нургалиев предлагает ввести адекватную систему мер наказания - возмещение ущерба.
"Преступление необходимо сделать экономически невыгодным. Путь к этому - обеспечение соразмерности экономической ответственности преступивших закон и ущерба, причиненного обществу и государству. Речь здесь идет о штрафах и санкциях, возмещающих ущерб и упущенную выгоду государства, об отзывах лицензий на соответствующие виды деятельности вплоть до конфискации доходов, полученных преступным путем", - считает Нургалиев.
Глава МВД сообщил также, что "Реестр дисквалифицированных лиц" включает сведения о более чем 5 тысячах чиновников и предпринимателях, которым по приговору суда запрещено занимать руководящие должности.