Юрий Симонян
Тбилиси недоволен работой Международной комиссии ЕС (МКЕС) по расследованию причин августовской войны в Южной Осетии. Протест в отношении деятельности двух экспертов, входящих в комиссию, в среду выразили представители законодательной и исполнительной ветвей грузинской власти. Тбилиси намерен добиться отстранения от работы Отто Лухтерхандта и Кристофера Лангтона, которые (первый – в докладе, а второй – в газетной статье) еще до создания МКЕС высказали свое мнение о причинах войны, отличное от грузинской версии.
Комиссия по расследованию причин и обстоятельств августовского конфликта была создана по предложению официального Тбилиси. Власти Грузии, как известно, с первого дня войны отрицают свою вину и утверждают, что вынуждены были ответить на российскую агрессию. Для выяснения реальной картины тех трагических дней Брюссель откликнулся на поступившее из Тбилиси предложение учреждением МКЕС под руководством опытного швейцарского дипломата Хайди Тальявини, несколько лет проработавшей в регионе по миротворческой линии. В экспертный состав вошли семь человек – юристы и дипломаты. МКЕС приступила к работе в начале декабря прошлого года. Предполагается, что расследование завершится к августу 2009 года, и тогда же мировой общественности представят отчет.
Создание МКЕС власти Грузии поначалу встретили с немалым оптимизмом. Однако очередной приезд в Тбилиси Тальявини в начале этой недели неожиданно вылился в скандал. Грузинская сторона выразила резкий протест против состава комиссии, заявив о недопустимости работы в ней эксперта международного права, руководителя кафедры Восточноевропейского права Гамбургского университета Отто Лухтерхандта и директора отдела анализа обороны Международного института стратегических исследований Великобритании Кристофера Лангтона.
Первым забил тревогу председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. После встречи с членами комиссии он заявил журналистам, что «два эксперта знают, что войну в августе начала грузинская сторона», и выразил опасение, что их мнение может оказать влияние на вердикт комиссии. «Тем не менее мы не будем требовать исключения этих лиц из состава комиссии... Исходя из международного права, вопрос об ответственности указанных лиц должны поставить сами члены комиссии», – заявил Таргамадзе журналистам.
Более жесткую позицию занял МИД Грузии. Глава ведомства Григол Вашадзе в эфире телекомпании «Имеди» заявил, что власти считают неприемлемым участие в работе МКЕС лиц, которые изначально высказывали предвзятые мнения в отношении августовских событий. «В комиссии не должно быть людей, у кого в отношении Грузии заранее сформирована необъективная или негативная позиция», – считает министр.
Вице-премьер Темури Якобашвили обвинил Лухтерхандта и Лангтона в финансовых связях с «Газпромом», что будто бы «легко проверить». «Через несколько дней после завершения боевых действий один из них написал, что вхождение российских войск в Гори было оправданно. Как после этого такой человек может подготовить объективный вывод?!» – возмутился он. По мнению Якобашвили, на ситуацию следует влиять сейчас, а не «когда будет готов доклад». «Для комиссии лучше освободиться от таких людей», – заявил он.
Работы Лухтерхандта и Лангтона о войне в Южной Осетии, в которой они не дают тем событиям однозначно устраивающую Тбилиси оценку, легко найти с помощью поисковых систем. И доклад, который был использован на заседании Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека в октябре, когда ПАСЕ готовила резолюцию по результатам российско-грузинской войны, и газетная статья, опубликованная в августе, вызвали немалое раздражение грузинских властей, уже тогда обвинивших этих экспертов в связях с «определенными российскими кругами». Странно то, что шум вокруг них поднят спустя два месяца после формирования комиссии ЕС. Или ее состав стал известен Тбилиси сейчас?