Год назад Дмитрий Медведев сменил Владимира Путина на посту президента РФ. С тех пор многие видели в нем лишь марионетку Путина, однако такой подход может оказаться ошибочным, считает Инго Маннтойфель.
Когда ровно год назад, 2 марта 2008 года, Дмитрий Медведев победил на президентских выборах в России уже в первом туре голосования, многие увидели в нем лишь марионетку покидавшего этот пост Путина. Сегодня все еще бытует мнение, что в тандеме Медведева-Путина новый президент играет роль второй скрипки, в то время как действительным держателем власти в стране продолжает оставаться Владимир Путин - в роли премьер-министра. Это мнение разделяет и подавляющее большинство жителей России. Последний опрос Центра социологических исследований Юрия Левады показал: лишь 12 процентов россиян верят в то, что Дмитрий Медведев обладает реальной властью в России.
Ни одно из важнейших политических событий, ознаменовавших 2008 год, будь то война в Грузии или разрешение газового конфликта с Украиной, не обошлось без участия Путина. Вдобавок ко всему сам Медведев продолжал четко придерживаться политического курса предшественника, хотя в его выступлениях и содержались либеральные нотки. Однако реальные шаги по претворению этих слов в жизнь так и не последовали. Что касается политики, то за минувший год в России мало что изменилось. И это неудивительно.
Чего хочет президент Медведев?
Гораздо важнее понять, хочет ли президент Медведев освободиться от влияния Путина? С момента прошлогодних президентских выборов в России ответ на этот вопрос волнует многих, ведь положение нового президента в политическом строе, созданном Путиным, является нелегким. Медведеву приходится иметь дело электоратом, который связывает надежды на лучшую жизнь с Путиным; с представителями политической и экономической элиты, которые ориентируются не на нового главу государства, а на могущественного премьер-министра. И наконец, руководить государственным аппаратом, в котором доминируют преданные Путину люди, в число которых входит и сам Медведев. Поэтому нельзя исключить (и никто не стал бы вменять ему это в вину), что Медведев может довольствоваться удобной ролью репрезентативного главы государства и придерживать "теплое местечко" до возвращения Путина.
Кадры решают все
Политика в России - это, в первую очередь, кадровая политика. Любой процесс политических реформ начинается со смены кадрового состава. Подобный подход имеет в России долгую традицию. В свое время Сталин использовал должность генерального секретаря и ведущего кадровика страны для того, чтобы подготовить и провести свою политику. Эту принципу следовали и его преемники вплоть до Горбачева и Ельцина. Особенно ярким примером политики кадровых перестановок стали действия Путина, который в первые годы нахождения у власти с дальновидностью шахматного игрока стал задвигать с ведущих постов приверженцев Ельцина, доставшихся ему в "политическое наследство", и постепенно заменил их на лояльных себе людей. В российской политике больше, чем в какой либо другой, действует железное правило: лишь тот, кто имеет "своих" людей на важных постах, может надеяться на проведение собственной политической линии.
Поэтому бессмысленно при оценке первого года президентства Медведева указывать на то, что его действия не отвечают его либеральной риторике, и что он до сих пор мало что поменял в политическом устройстве страны. На сегодняшний день пока толком не ясно, есть ли у него такое желание, и даже если таковое имеется, - у Медведева отсутствует кадровая база для его осуществления.
В этом ключе особенно интересен проект Медведева по формированию кадрового резерва - списка из 1000 человек, которые в будущем будут учитываться при распределении постов в верхушке госаппарата. Очевидно, что это шаг преследует не только официальную цель обновления и омоложения правящей элиты страны. Гораздо более важным является то, что с помощью этого списка Медведев сможет продвигать по карьерной лестнице людей, которые своим восхождением будут обязаны лично ему. Первые шаги в этом направлении российский глава предпринял уже на минувшей неделе, назначив новых губернаторов и других чиновников в государственных структурах. При этом Медведев остановился на кандидатах, необязательно отвечавших критериям путинской кадровой политики. Станет ли это первым шагом к формированию новой политики президента, пока можно только предполагать.
Однако было бы ошибкой недооценивать амбиции Медведева и рассматривать его лишь как послушную марионетку Путина. Не говоря уже о том, что финансовый и экономический кризис могут вынудить его отдалиться от своего старшего партнера.