21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Александр Слусарь: «Нужно добиваться и не нужно бояться досрочных парламентских выборов»
14.12.2016

В интервью порталу ТРИБУНА заместитель председателя Партии «Платформа Достоинство и Правда» Александр Слусарь дал оценку политической ситуации в Молдове и высказал свое мнение насчет того, что должно произойти в дальнейшем.

Т: Как Вы оцениваете постэлекторальную политическую обстановку ?

А.С.: Как неоднозначную. С одной стороны, выборы показали практически полное отсутствие поддержки нынешней власти, тем самым подчеркнув её полную нелегитимность. В нормальных странах, после такого разгромного поражения, власть тут же уходит. Посмотрите, что произошло в Болгарии. Там кандидат власти проиграл во втором туре и Правительство после этого ушло в отставку. У нас же, те кто получил на выборах менее 2 процентов, цепляются всеми конечностями за власть. Прошедшие выборы чётко показали, что подавляющее число наших граждан, находящихся в стране и за рубежом, хотят кардинальных перемен.

Это касается и избирателей, которые проголосовали и за Додона. Разница лишь в том, что они внутренние проблемы связывают во многом с геополитикой, учитывая, что страну разворовывали последние 7 лет псевдоевропейцы.

С другой стороны, несмотря на результаты выборов, мы наблюдаем как Плахотнюк старается как можно быстрее установить в Молдове авторитарный режим, который, не имея электоральной поддержки населения, может существовать только в условиях репрессий и манипулирования разделённым обществом посредством медийной пропаганды.

Т: В чём конкретно это выражается?

А.С.: Этот процесс длится весь 2016 год, начиная с ночной присяги Правительства Филиппа. Мы видели, как были нарушены 24 апреля фундаментальные права граждан на манифестации и свободу передвижения. И как посредством шантажа и коррупции Плахотнюк перетаскивает в свою партию депутатов, примаров, районных и сельских советников. Видели как режим не задумываясь применил газ неизвестного происхождения против протестующих 27 августа.

Но в последние недели режим стал действовать ускоренными темпами. Плахотнюк протащил в привычном ночном режиме на должность Генерального Прокурора самого скомпрометированного прокурора, которому скамья подсудимого подходит гораздо лучше, чем скамья обвинения. А так называемый президент Тимофти быстро утвердил нового Генпрокурора и получил в награду огромную пенсию в 36 тыс. лей в месяц, казённый офис, автомобиль и помощника. Парламент Плахотнюка вообще отбросил всякие формальности и превратился в машину для голосования, управляемую в GBC. Депутаты большинства, у которых в начале года Плахотнюк забрал остатки стыда в обмен на конверты с евро и закрытые уголовные дела и принимают все нужные ему законы в 2 чтениях за полчаса.

Режим настолько обнаглел, что в наглую, без обсуждений, продвигает закон об легализации имущества всех коррупционеров за 2% его стоимости. Так проводится борьба с коррупцией, на которую наши партнёры по развитию выделяют десятки миллионов евро и долларов. Вместо того, чтобы конфисковать имущество коррупционеров, происхождение которого они не могут объяснить, Плахотнюк пытается узаконить всё воровство и коррупцию за всё время независимости, и в особенности за последние 7 лет.

Параллельно режим максимально закручивает гайки политических преследований инакомыслящих. Происходит практически показательная расправа с активистами Нашей партии. Идёт давление и травля по отношению к неугодным адвокатам и гражданским активистам. Пытаются закрыть независимые СМИ, в частности Журнал ТВ. Начались уже открытые гонения на неугодных артистов. Никто из тех кто имеет независимую позицию, отличную от официальной идеологии Плахотнюка про псевдостабильность и реформы в пользу его кармана, не может быть уверенным, что завтра не проснётся с сфабрикованным уголовным делом.

Т: Некоторые эксперты оправдывают действия власти желанием провести болезненные, но необходимые, реформы.

А.С.: Эта власть не имеет ни морального, ни юридического права проводить никаких реформ в стране, которую они же довели до грани социально-экономической катастрофы и социального геноцида населения.

Да они и не хотят и не могут проводить реальные реформы. То, что делает власть в социально-экономическом плане – это продолжение антинародной социально-экономической политики.

Плахотнюк очень хорошо понимает, что его ненавидят 95% населения и в этом ему не помогает даже его медийная монополия. Да, других он может запачкать с помощью своего медиа-холдинга, но себя обелить никак не получается. Но при этом он, будучи одержим властью, любой ценой хочет управлять Молдовой и легализоваться в статусе Премьер-министра. Для этого он должен опираться на репрессивный аппарат и прикормленную судебную систему с одной стороны, а с другой – стараться, как можно дольше дурить внешних партнёров своей приверженностью европейскому вектору. До недавних пор он пугал Запад русскими танками и Додоном. Сейчас эта страшилка уже не проходит, так как все разумные люди видели сколько голосов получил Додон на фоне профанации европейской идеи и как ему при этом помогал «европеец» Плахотнюк.

Последней линией отступления режима стали так называемые структурные реформы, о которых взахлёб рассказывают нам провластные пропагандисты. Но проблема заключается в том, что если власть начнёт проводить реальные социально-экономические реформы и реформы в области борьбы с коррупцией, то будут обломаны все сучья, на которых держится режим Плахотнюка. Поэтому они вынуждены или имитировать реформы или проводить их только за счёт граждан. Имитацией является реформа юстиции. Мы видели, как назначали Генерального Прокурора и кто им стал. При этом, я уже отметил что в целом Прокуратура превратилась в карательный орган против оппозиции режиму и для устранения бывших подельников Плахотнюка, а судебная система ей всецело в этом помогает.

В тоже время для отвода глаз нам раз в неделю показывают шоу с обысками в разных государственных учреждениях, где задерживают мелких и средних чиновников. Но при этом никто не реагирует на кучу опубликованной информации и телефонных переговоров Плахотнюка, Константина Ботнаря и Яралова, из которых последних можно заподозрить и в покушении на убийство и в открытом влиянии на судей и прокуроров и в подлоге, и в запугивании свидетелей.

Другие же реформы проходят исключительно за счёт нас с вами. Например, проблема возврата пресловутого миллиарда. Незаконно и неаргументированно выдали правительственные гарантии на более 15 млрд. лей. Кстати, опять же ни один чиновник не привлечён за это к ответственности. Нужно решать сейчас эту проблему. Об этом говорят все внешние партнёры, но они не требовали, чтобы возврат этих денег был переложен сразу же на плечи граждан. Если бы у нас была другая, не воровская власть, то нужно было бы приостановить на несколько лет правительственные гарантии, вывести эту сумму на забалансовый счёт Национального банка и сделать всё возможное и невозможное, чтобы найти украденные деньги.

Может быть, после всех этих усилий, какую-то маленькую часть данной суммы нужно было бы возвращать гражданам. Но не 25 млрд. лей. Нынешний режим не мог пойти таким путём. Те, кто стоят у власти, не для того украли эти деньги, чтобы возвращать их. Тогда пошли по самому простому пути – пусть деньги вернут те, у кого эти деньги похитили – граждане Молдовы.

Точно такая же ситуация с так называемой пенсионной реформой. Что её надо было делать лет 10 назад, говорили множество экспертов. Но почему сразу же ставится проблема увеличения пенсионного возраста и стажа и делается ссылка на опыт развитых стран? Там сначала эти страны развились, увеличили продолжительность жизни своих граждан и качество этой жизни и только потом поднимали пенсионный возраст. У нас же мужчины в среднем живут 67,5 лет. В чём главная проблема Пенсионной системы, да и вообще всей системы Социального страхования? Нет денег в бюджете социального страхования. Так с этого и надо начинать.

В Молдове осталось очень маленькое количество плательщиков социальных взносов в соотношении с количеством пенсионеров и других бенефициаров социальных пособий. Одного пенсионера в Молдове содержит один плательщик социальных взносов. В развитых странах эта пропорция составляет 3-4 плательщика на одного пенсионера. Главная задача власти на данном этапе — это значительное увеличение поступлений социальных взносов в Бюджет социального страхования, а не увеличение пенсионного возраста. Для этого надо увеличивать число рабочих мест, повышать зарплаты и выводить их из тени. И делать это надо очень быстро. Но это означает ликвидация всех теневых схем, реальная борьба с коррупцией, введение стимулов для легального бизнеса и жёсткое наказание теневого, создание эффективной и независимой юстиции, которая будет гарантировать безопасность бизнесу и обеспечит привлечение инвесторов. Как вы представляете себе режим Плахотнюка без всего вышеперечисленного?

Поэтому, власть пошла по лёгкому пути – пусть за всё заплатят нынешние и будущие пенсионеры. Вопреки мнению гражданского общества, что такие важные законопроекты должны обсуждаться хотя бы полгода, Правительство Плахотнюка, наплевав на предвыборные обещания своего собственного кандидата на должность Президента, со скоростью звука, не соблюдая собственных сроков по публичным обсуждениям, принимает пенсионную реформу, которая ущемляет права работающих пенсионеров, увеличивает пенсионной возраст в нищей стране и не имеет финансового обоснования для повышения пенсий в следующем году. Я привёл только несколько примеров, но их число гораздо больше. К примеру, увеличение в 2,5 раза штрафов и предстоящее существенное увеличение тарифов на электроэнергию. Это также является следствием кражи миллиарда и попыткой решить её за счёт граждан.

Т: Были ли в президентской кампании общего антиолигархического кандидата серьёзные ошибки?

А.С.: В неравном финансовом и информационном бою мы получили очень хороший результат. Я думаю, что если бы не информационная атака со стороны телевидений Плахотнюка в адрес нашего кандидата, организованный подвоз избирателей в Гагаузии и из Приднестровья и отсутствия возможности проголосовать всем избирателям в диаспоре, то мы бы выиграли.

Из серьёзных ошибок выделил бы сильное опоздание с выдвижением общего кандидата и наше фактическое отсутствие в Гагаузии. В принципе, в контексте нехватки времени, это две взаимосвязанных ошибки. Если на севере страны мы за счёт неплохих партийных структур Платформы ДА мы смогли успеть за короткий срок наладить работу, то в автономии сделать то же самое не успели. В результате ни в Гагаузии, ни в Тараклийском районе мы не имели своих наблюдателей, что, кстати, и позволило во втором туре резко увеличить явку за счёт подвоза избирателей аж на 12 тысяч. В ближайшее время мы намерены исправить эту ошибку. Первые встречи с избирателями после выборов руководство партии намерено провести в Гагаузии и в Тараклии. Последние выборы в народное Собрание показали, что жителей автономии, несмотря на ярко выраженные геополитические пристрастия, в первую очередь волнуют те же проблемы, что и остальных граждан Молдовы – нищета, отсутствие рабочих мест, разорванные семьями, коррупция. Также они хотят реального выполнения Закона об особом статусе Гагаузии.

Партия Платформа ДА не раз заявляла, что наши приоритеты на сегодняшний день лежат не в геополитической плоскости. Мы хотим консолидировать всё общество, решив самые главные социально-экономические проблем, общие для подавляющего числа граждан. В тоже время, мы выступаем за реальную и глубокую децентрализацию нашей республики. Поэтому я не вижу не одного серьёзного препятствия для налаживания нашего диалога с жителями Гагаузии и Тараклийского района.

Т: Как вы оцениваете действия нового Президента?

А.С.: Эти действия в настоящий момент играют на руку нынешнему режиму и пока подтверждают наши оценки о сговоре господина Додона с Плахотнюком. Он твердил целый месяц после 13 ноября, что его политические оппоненты затягивают его утверждение в должности, при этом прекрасно зная, что к судебному процессу, инициированному адвокатами диаспоры ни Андрей Нэстасе, ни Майя Санду не имеют никакого отношения. Таким образом, Додон, на мой взгляд, пытается сбросить с себя ответственность за всё, что сейчас делает Плахотнюк.

Как должен был бы поступить человек, который считает себя выбранным президентом? С первого же дня, не дожидаясь решения Конституционного суда, он обязан начать борьбу с этим преступным режимом, а не с политическими оппонентами в рамках президентской кампании. Он должен был как человек, избранный народом, обратится в первую очередь к Тимофти, которого выбрали два олигарха, с грозным предупреждением, что если тот осмелится утвердить в должности Генерального Прокурора человека Плахотнюка, то понесёт за это уголовную ответственность. Одновременно он обязан был обратиться с призывом ко всему обществу выйти на протест возле Президентуры. Также надо было призвать народ на протест против этой антинародной реформы пенсионной системы. При этом, человек, считающий себя президентом всего народа, обязан также публично и жёстко выступить против нарастающих политических репрессий.

От Додона же мы всё это время слышали лишь стоны о том, что Нэстасе и Санду мешают ему стать Президентом и не слышали никаких претензий к Плахотнюку.

Т: Последний вопрос. Как вы видите выход из нынешней ситуации в условиях быстрого, по Вашему мнению, движения страны к авторитарному правлению?

А.С.: Для спасения ситуации нужно быстрое объединение всех реально антиолигархических сил, которые смогут сейчас отодвинуть на второй план геополитику и сосредоточиться только на борьбе с этим авторитарным режимом и на досрочных парламентских выборах. Нужен антиолигархический пакт. Пакт о демонтаже олигархического государства и переходе к нормальной экономики и демократии. Примерно как пакт Монклоа, какой был подписан в Испании в 1977 году и позволил этой стране сделать сильный экономический и политический рывок после диктатуры Франко. Также, по моему мнению, нужно возобновить массовые протесты против диктатуры Плахотнюка, требуя отмены всех последних за несколько месяцев так называемых реформ и возбуждения уголовного дела против главного координатора мафии в Молдове.

Идеально было бы, чтобы процесс объединения всех антиолигархических сил инициировало гражданское общество. Это поможет сгладить проблемы взаимоотношения партий между собой. Нужно добиваться и не нужно бояться досрочных парламентских выборов. Последняя президентская кампания показала, что при всех властных, медийных и финансовых рычагах, ресурс фальсификаций у правящего режима в республике всё-таки сейчас ограничен и вообще отсутствует в диаспоре. А если антиолигархическим партиям удастся выбрать правильную тактику и совместно мониторить выборы, то и этот ресурс уменьшается. Но вот если мы позволим нынешней власти укрепиться, провести широкомасштабные репрессии и провести выборы аж в 2018 году, то к тому времени в стране может остаться только оппозиция, выгодная Плахотнюку и контролируемая им.


 
Количество просмотров:
580
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.