|
|
|||||
На устах
Два эксперта по геополитике и СМИ объяснили Deschide.MD, почему борьба с российской пропагандой является непременным условием в процессе укрепления государственной безопасности. Журналист украинского издания «Деловая столица» Олексий Кафтан заявил, что борьба с российской пропагандой принесет пользу не только гражданам, но и СМИ и IT-сфере, которые на Украине получили таким образом дополнительный толчок к развитию. В свою очередь доктор юридических наук, приглашенный преподаватель Варшавского университета Олег Халабуденко считает, что информационное пространство Молдовы — это одна из составляющих суверенитета, гарантирующего верховенства права. По словам Олексия Кафтана, не стоит бояться международной критики, так как безопасность государства должна превалировать над остальным. Тем более, «российские масс-медиа являются средствами массовой информации в значительно меньшей степени, чем средствами массовой диффамации, индоктринации и пропаганды». «Донбасский "распятый мальчик в трусиках" и "изнасилованная в Германии девочка Лиза" - тому доказательства», — добавил эксперт. Напомним, в конце апреля президент Украины Петр Порошенко подписал указ о применении «ограничительных мер» в отношении большой группы российских компаний и физических лиц. В санкционный список попали, в том числе «Яндекс» и Mail.Ru Group с ее социальными сетями («Вконтакте» и «Одноклассники»), система 1С и «Лаборатория Касперского». Кроме того, Украина полностью запретила на своей территории трансляцию российских телеканалов, в том числе оппозиционный «Дождь». В этой связи журналист отметил, что Россия значительно продвинулась в использовании социальных сетей и программных продуктов – в том числе, антивирусных – для решения военных по сути задач. «Поэтому решение о введении санкций против них стоило бы принять еще года три назад. А то и раньше – учитывая объем пиратского софта и мультимедийных материалов. Разумеется, принятые меры несовершенны, и при желании блокировки можно обойти – тем более, что оказавшиеся под санкциями ресурсы этому активно помогают», — отмечает Кафтан.
Олексий Кафтан Кроме того, журналист призвал не преувеличивать критику Запада в этом вопросе. По его словам, санкции в отношении российских СМИ и социальных сетей «встретили определенное возмущение и обвинения в наступлении на свободу слова». «И здесь, пожалуй, была главная проблема такого решения: плохая коммуникация и слабая информационная кампания. Причем не только среди собственных граждан, но и среди всевозможных правозащитных организаций. Впрочем, в итоге ничего страшного не произошло. Более того, украинский IT-сектор получил импульс к развитию в сегментах, значительную часть которых контролировали российские компании. Кроме того, началось перераспределение аудиторий социальных сетей (на этом поле появился и местный старт-ап)», — отметил Кафтан. Что касается международной реакции, эксперт отметил, что после первой острой реакции волна улеглась. «Это логично, если взять во внимание расследования хакерских атак в избирательные процессы по обе стороны Атлантики и меры, которые Запад был вынужден принять против российских СМИ. Что же до свободы слова – с ней ничего не случилось. Критиков власти в соцсетях меньше, пожалуй, не стало – но троллям несколько сложнее делать свою работу», — заключил журналист. В свою очередь доктор юридических наук, приглашенный преподаватель Варшавского университета Олег Халабуденко считает, что информационное пространство Молдовы — это одна из составляющих суверенитета, гарантирующего верховенства права. Как следствие, по его словам, любое государство вправе и обязано ограничивать доступ на свою территорию информационного контента, направленного на разрушение основ государственного строя, территориальной целостности и независимости. Указанные составляющие служат пределами права на свободный доступ к информации граждан, заключил Халабуденко.
Олег Халабуденко «Необходимо учитывать, что ограничение в доступе к информации не может интерпретироваться предельно широко. Такие ограничения должны быть четко определены как по субъектному составу (агентам), так и по предмету (содержанию). Вместе с тем, агенты информационных ресурсов, заинтересованные в продвижении продукта или в его получении, должны иметь реальную возможность оспорить соответствующие административные ограничения, в том числе в судебном порядке. Ограничения могут и должны распространяться на любые информационные ресурсы, содержащие опасный для общества и государства контент», — сказал эксперт. Кроме того, по словам эксперта, необходимо учитывать, что функции законодательного регулирования не исчерпываются применением карательных санкций, связанных с техническими ограничениями или административным наказанием. «Сам по себе запрет на продвижение информационного контента, направленного на подрыв конституционного строя, территориальной целостности и независимости государства служит средством делегетимации соответствующих действий иностранных властей и специальных организаций. Эффективность здесь достигается не за счет применение санкций, а ввиду того, что с точки зрения правопорядка продвижение, использование указанной вредоносной информации де-юре не легитимно», — заключил профессор. Законопроект по изменению и дополнению Кодекса о телевидении и радио, который, по словам авторов, нацелен на защиту информационного пространства и обеспечение европейского стандарта представления политической информации, был зарегистрирован в парламенте. Об этом сообщили сегодня председатель Демпартии Влад Плахотнюк и спикер парламента Андриан Канду. Согласно законопроекту ДПМ, телеканалы смогут транслировать информационно-аналитические и передачи военной тематики, произведенные в США, Канаде или странах-членах ЕС, а также странах, которые подписали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. «Этот проект не призван запретить телеканалы. Российские передачи по-прежнему будут транслироваться в Молдове, за исключением новостей, аналитических программ и передач на военную тематику», — отметил Канду. Инициатива предполагает санкции для тех вещателей, которые будут нарушать положение о трансляции и ретрансляции соответствующих передач из-за границы. Решение о штрафе, принятое Координационным советом по телевидению и радио (КСТР) нельзя будет приостановить путем подачи иска в суд. Кроме того, определены сроки, в течение которых инстанции должны будут принимать решения по соответствующим искам, чтобы ускорить эту процедуру. Проект был зарегистрирован под номером 189. Его обсудят на заседании рабочей группы по улучшению медийного законодательства.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|