21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Экоцид: на Украине массово вырубают “всемирное наследие”
06.11.2017

Владислав Бордеяну

Этим летом на 41-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Кракове, Карпатские леса были признаны всемирным наследием.

Всего на этом заседании под защиту ЮНЕСКО перешли древние буковые леса 12 стран: Украины, Румынии, Словакии, Германии, Албании, Австрии, Бельгии, Болгарии, Хорватии, Испании, Италии и Словении. Но если в Румынии незаконную вырубку леса объявили “угрозой национальной безопасности”, фактически приравняв к терроризму, то вырубка украинских Карпат достигает масштабов экологического бедствия.

Молдову не может не волновать стремительное обезлесивание Карпат, т.к. здесь формируются истоки Днестра и Прута. По словам экологов, исчезновение лесов в украинских Карпатах и массовое гидростроительство привели к тому, что водоток наших главных рек сильно уменьшился, и они могут превратиться в цепь озёр.

Лесопилка Европы

Украину нельзя назвать особо лесистым государством – на леса приходится не более 16-17% от общей площади страны (около 10,6 млн га). Это - один из наиболее низких показателей в Европе. Тем не менее, Украина является крупнейшим экспортёром круглого леса в Европейский союз.

Несколько лет назад немецкая телекомпания Deutsche Welle сделала материал о нелегальной торговле древесиной в Евросоюзе. Ссылаясь на данные Всемирного банка и организации “Друзья земли” (“Friends of the Earth”), DW утверждала, что более 50% импорта – это древесина нелегального происхождения, которую ввозят в ЕС из России, Бразилии, государств Юго-Восточной Азии, Украины и ряда других стран без лицензии либо по фальшивым документам.

В Интернете и украинских СМИ можно найти много шокирующих фотографий и видеоматериалов, демонстрирующих стремительное обезлесивание горных склонов Карпат, где сосредоточено 40% украинских лесов. Как, например, эта фотография, на которой изображено одно и то же место с разницей всего в два года.

Леса в Карпатах рубят тысячами гектаров, в том числе в заповедных зонах, где сплошные вырубки запрещены законом. Сколько именно рубят – никто точно сказать не может: есть официальные рубки, есть полуофициальные, а есть браконьерские. Последние две никто не учитывает. Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко в интервью информагентству “Униан” заявил, что, по мнению экологов, объем браконьерских рубок сопоставим с официальными.    

По данным украинских экологических организаций, только за последние четыре года в Карпатах была вырублена территория, в результате чего лесистость страны сократилась на 11%.

В 2016 г. украинские экологи с помощью спутниковых снимков за последние пять лет оценили динамику вырубок лесов в Карпатском регионе, и пришли к выводу, что при сохранении текущих тенденций за 50-70 лет весь лес в украинских Карпатах будет уничтожен. Девственные буковые леса или так называемые пралеса Карпат, признанные ЮНЕСКО всемирным наследием (а это около 50 тыс. га), при нынешней скорости вырубок могут исчезнуть ещё быстрее – всего за два-три года.

Румынский след в украинских Карпатах

В настоящее время на Украине действует мораторий на экспорт необработанной древесины. Он вступил в силу с 1 ноября 2015 г. и будет действовать до 2025 г.

Как писали местные СМИ, накануне введения моратория вырубки в Карпатах достигли гигантских масштабов – предприниматели пытались успеть вывезти, как можно, больше леса. По сообщению гражданских активистов, со станции “Черновцы” в Румынию спешно отправлялись сотни вагонов отборного леса-кругляка. Если раньше в сторону Румынии отправлялся один эшелон в неделю (до 50 вагонов), то перед мораторием – как минимум 300 вагонов ежедневно.

Эти объемы экспорта сохранились и после того, как заработал мораторий. В апреле 2016 г., то есть почти через полгода после вступления запрета в силу, шеф-редактор украинской газеты “Время” Пётр Кобевко насчитал на станции “Черновцы” 246 вагонов с кругляком, которые отправлялись в Румынию. “Чтобы не тратить время на перестановку вагонов на другие колёса на передаточной станции Вадул-Сирет, Румыния построила огромные склады вдоль границы с Украиной и провела к ним железнодорожный путь с таким размером полотна между рельсами, как на Украине. Теперь эшелоны с лесосырьём без остановок направляются на склады в Дормонешты, которыми пользуется всемирная лесная компания “Швайцгоффер”, - писал журналист.

Примечательно, что в самой Румынии вырубка леса запрещена. В начале 2016 г. президент страны Клаус Йоханнис подписал закон, согласно которому незаконная вырубка одного или более гектара леса будет преследоваться, как посягательство на национальную безопасность государства. Это было сделано после того, как целый ряд международных организаций обнародовали результаты своих исследований по Румынии.

Так, согласно исследованию “Гринпис”, с 2000 по 2011 гг. в Румынии исчезало три гектара леса в час, а случаи незаконной вырубки во множестве фиксировались ежедневно. А по данным RISE Romania, в 2013-2015 гг. австрийская деревообрабатывающая компания Schweighofer, на которую ссылался в своём материале украинский журналист Пётр Кобевко, закупала в Румынии огромные объемы древесины у сомнительных лесозаготовительных фирм. По имеющимся данным, Holzindustrie Schweighofer предлагала кредиты многим лесозаготовительным фирмам, причастным к незаконной вырубке, чтобы те могли наращивать объемы.

Когда Румыния официально приравняла вырубку своего леса к терроризму и ввела ограничения, Holzindustrie Schweighofer и румынские деревообрабатывающие предприятия обратили более пристальное внимание  на соседнюю Украину. Тем более что под действие моратория здесь подпадают только необработанные лесоматериалы согласно коду 4403 государственного классификатора, или так называя промышленная древесина, а вот “дрова топливные” вывозить можно. Так что, несмотря на все запреты, под видом дров из Украины продолжают вывозить ценную древесину.

Румыния является основным потребителем украинской древесной контрабанды. По данным украинской прессы, одним из крупнейших сегодня скупщиков незаконной древесины в стране, является румынская фирма Prolisok SRL. По утверждению активистов, эта компания массово скупает лес у чёрных лесорубов, провоцируя незаконные вырубки. С мая по декабрь 2016 г. ею было приобретено 261 тыс. кубометров древесины, из которых только 71 тыс. – у государства.

У Prolisok SRL на территории Украины имеется около двух десятков подставных фирм. Это позволяет румынской компании не только дёшево покупать срубленную древесину, используя различные схемы, в том числе подделку документов, но и отмывать деньги. Как писала украинская пресса, фирмы-прокладки покупали древесину у государства по 170-300 гривен за куб, а румынам продавали уже за 28-29 евро за куб. Таким образом, приобретая древесину, по сути, у самой себя, Prolisok отмывает деньги.  

Впрочем, румынские производители – не единственные покупатели незаконно добытой и вывезенной украинской древесины. Промышленная вырубка леса запрещена в большинстве европейских стран, поэтому целый ряд государств, как, например, Венгрия, Австрия или Словакия осуществляют государственную поддержку приобретения украинской древесины путём предоставления дотаций фирмам, поставляющим необработанную древесину в их страны.

“Безлес” как плата за “безвиз”

Практически с самого начала введения украинской стороной моратория на экспорт необработанной древесины, Брюссель стал давить на официальный Киев, требуя его отмены.

Были задействованы различные механизмы давления. С одной стороны, целый ряд украинских чиновников и грантовых экспертов принялись возмущённо говорить о том, что мораторий не оправдал себя, и что он нарушает принципы свободной торговли, положенные в основу Соглашения об ассоциации с ЕС, а также условия членства Украины во Всемирной торговой организации. С другой стороны, последовал откровенный шантаж со стороны Брюсселя.

В мае 2016 г. Международный валютный фонд и Евросоюз ультимативно потребовали от Украины снять мораторий на экспорт леса-кругляка. Брюссель жёстко увязал это условие с предоставлением второго транша кредитной помощи в 600 млн евро. Украинское руководство было готово уступить. Президент Пётр Порошенко несколько раз обещал европейским чиновникам “принять необходимые меры” и “максимально быстро” отменить мораторий на экспорт древесины. Сначала осенью 2016 г. на саммите Украина-ЕС, потом в июле 2017 г. на аналогичном мероприятии. В украинской прессе стали писать о том, что руководство страны поменяло “безвиз” на “безлес”. Однако украинские депутаты выступили категорически против. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко пообещал Европе “хрен”, а тем, кто попытается отменить мораторий на экспорт древесины, пригрозил “повесить на первой попавшейся сосне”.

Обозреватель Иван Зацарин объяснил, почему Брюссель проявляет такую настойчивость в “украинском” вопросе. Дело в том, что с февраля 2016 г. парламент Албании ввёл 10-летний запрет на добычу леса. Республика Молдова тоже временно приостановила экспорт своей древесины. В Белоруссии на экспорт разрешено вывозить только тот лес, который не находит сбыта у собственных деревообрабатывающих предприятий. “То есть, это, скорее, не экспорт, а нерегулярная мера коррекции внутреннего производства, - отмечает эксперт. - И главное – с 2015 г. пошлины на экспорт кругляка повысила Россия. Это грозит европейским производителям повышением затрат на сырьё, а значит, сокращением нормы прибыли”.

Спасти эту ситуацию должна украинская древесина. Европейские чиновники продолжают давить на Киев в вопросе отмены моратория на экспорт леса-кругляка: Украина должна отработать полученный безвиз. Как заявил в июле этого года еврокомиссар по вопросам евро- и социального диалога Валдис Домбровскис, для получения очередного транша макрофинансовой помощи в 600 млн евро Украина должна выполнить семь требований, в частности, снять эмбарго на экспорт древесины. “У нас очень ограничено время. Все требования должны быть выполнены до октября. В ноябре мы проведём оценку и сделаем выплату в декабре”, - заявил он на пресс-конференции в Киеве.

Как в Киеве сотрясают воздух

Согласно международным нормам, государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Украинские официальные лица не раз давали громкие обещания защитить Карпаты от варварской вырубки и пресечь контрабанду древесины. “Уважаемые закарпатские лесники, через кого, через какие несуществующие оффшоры вы продавали этот лес, на какие западные счета шли деньги – это всё уже известно. По моему поручению было сотрудничество Налоговой милиции, Службы безопасности Украины и Финмониторинга. Ждите скоро гостей. И это касается не только закарпатцев”, - грозил президент Порошенко в июле 2015 г. перед введением моратория.

В мае 2016 г. украинский кабмин временно приостановил рубку леса в стране – пока не будут разработаны новые нормативно-правовые акты по контролю за лесами. А этим летом вступил в силу закон о введении уголовной ответственности за незаконную вырубку лесов. Но все эти меры ничуть не изменили ситуации.  

Месяц назад, во время рабочей поездки в Ивано-Франковскую область, Пётр Порошенко опять грозил кулаком. “Ваши зонтики окончены. И мы для этого принимали закон. Для того чтобы те, кто собирается сегодня уничтожать Карпаты, чётко поняли: ваше место - в тюрьме. И за очень короткий срок я прошу силовиков, губернаторов подготовить мне отчёт об эффективности применения этого закона. Вам для этого дали полномочия”, - заявил украинский президент 29 сентября. Но его угрозы мало кого напугали.

Через месяц после визита Петра Порошенко в Ивано-Франковск в сети появились снимки из Дарьевского лесничества, демонстрирующие – варварская вырубка продолжается. “29 сентября президент на встрече с руководителями Гослесагентства в Ивано-Франковске сказал: “Воруете лес – ваше место в тюрьме”. Все кивнули головами и опять за своё – резать, уничтожать наше национальное богатство. Масштабы вырубки колоссальные, и это только одно лесничество. В области их десятки, в стране - сотни. И так каждый день”, - написал в соцсетях автор фотографий, активист Василий Андриив.

Эксперты говорят, что изменить ситуацию на данный момент практически невозможно. Во-первых, на это нет политической воли – один лишь PR и сотрясание воздуха.

“Как вывозится лес? По железной дороге и через порты. И то и другое пока находится в собственности государства, а значит, достаточно запретить перевалку кругляка в портах и его перевозку по железной дороге – и мораторий будет должным образом обеспечен. Как бы не так! Матушка-коррупция…”, - написал в своём комментарии обозреватель Иван Зацарин.

Как пишет украинская пресса, в коррупционных схемах и лесных аферах замешана целая группа чиновников и высокопоставленных лиц: руководители лесхозов, местные власти, прокуроры, полицейские, крупные чиновники, иностранные бизнесмены и народные депутаты. Как обнаружили в ходе своего расследования журналисты издания “Полиграф.Нет”, к лесным аферам причастен даже сопредседатель межфракционного депутатского объединения “Депутатский контроль” (его члены обязались вести решительную борьбу с коррупцией) Вадим Ивченко. Усугубляет проблему и то, что в целом ряде случаев у представителей “лесной мафии” имеются собственные вооружённые формирования. 

Европейский союз тоже не заинтересован в наведении порядка в украинской деревозаготовительной отрасли. Брюссель, прежде всего, лоббирует интересы европейских производителей мебели.

Как заявил в интервью порталу Hubs президент Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий Украины “Мебельдеревпром” Сергей Сагаль, в Румынии, Турции, Польше, Словакии, Венгрии есть целый ряд предприятий, работающих на украинском сырье. В Румынии – это заводы австрийского концерна Holzindustrie Schweighofer и австрийской компании EGGER Designplus Flooring, а также турецкой Kastamonu, которые, по его словам, изначально строились с таким расчётом, чтобы работать на украинской древесине. После того, как Украина ввела мораторий на экспорт леса-кругляка, эти предприятия подали жалобы, и Еврокомиссия потребовала отменить эмбарго, объяснив это тем, что запрет на вывоз необработанной древесины не был обговорен при подписании Соглашения об ассоциации. Так что тут интересы украинской “лесной мафии” оказались тесно переплетены с интересами Европейского союза.       

Днестр и экологическая катастрофа в Карпатах

На этом фоне экологам остаётся только констатировать: леса в украинских Карпатах находятся на грани исчезновения, стране грозит реальная экологическая катастрофа, и скоро карпатские горы можно будет смело переименовать в карпатскую степь.

Республику Молдова не может не волновать то, что происходит в украинских Карпатах - здесь берут начало реки Днестр и Прут. Как заявил в недавнем интервью директор международной ассоциации хранителей Днестра “Eco-Tiras” Илья Тромбицкий, на водные ресурсы Днестра влияют три комплексных фактора. Это гидростроительство, изменение климата и землепользование в бассейне реки, в большей степени - в Карпатах.

Карпаты – наиболее влажный регион Украины, там выпадает до 1600 мм осадков в год. Карпатские буковые леса задерживают в кронах 25% всех годовых осадков, местные хвойные породы – до 40%, значительное количество влаги задерживают также корневые системы. По сравнению с открытой местностью, лес в два раза понижает интенсивность снеготаяния, повышает водопроницаемость грунта, улучшая тем самым речной сток. Кроме того, леса в горах способны в четыре раза снижать пики паводков. Но когда вместо деревьев - пеньки, причём на огромных площадях, у бурного потока нет препятствий, поверхностный сток влаги не переходит в подземный, грунтовой. Из-за этого в регионе резко изменилась динамика наводнений, сейчас вода то и дело затапливает города и посёлки Закарпатья, возросла угроза таких эрозийных процессов, как селевые потоки и оползни.

Украинские экологи говорят, что если ничего не предпринять, Западную Украину ждут новые потопы и засуха. Прибрежные леса, как губка, впитывают излишек влаги, фильтруют её и постепенно отдают рекам и озёрам, поэтому в водных артериях и не происходит обмеления в жаркое время года. Например, ель удерживает до трёх тонн воды, а когда её рубят, влага испаряется. В Карпатах уже давно не редкость, когда высыхают колодцы в сёлах и целые реки. Например, два года назад длительная засуха привела к рекордному обмелению водоёмов в Прикарпатье, а приток Днестра - река Тлумачик - пересохла полностью.

Так что происходящее в украинских Карпатах затрагивает и интересы Республики Молдова. Как заявил Илья Тромбицкий, в последние годы сток Днестра сильно уменьшился, и это – результат обезлесивания и гидростроительства. Поэтому, отметил он в интервью агентству “Инфотаг”, когда начнёт работу Днестровская речная комиссия, следует настоять на разработке двустороннего плана управления бассейном, где каждая страна возьмёт на себя определённые обязательства, в том числе по управлению территорией бассейна. И в первую очередь это должны быть меры по приостановке вырубки карпатских лесов.

Но эта важнейшая проблема для будущего двух стран - Молдовы и Украины наших «Больших друзей» из Евросоюза, похоже, абсолютно не волнует.


 
Количество просмотров:
737
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.