4 Декабря 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Как выглядит эпицентр взрыва сегодня
25.10.2018

Леонид ШКОЛЬНЫЙ

Мне удалось лично побывать на месте взрыва в доме на Московском проспекте. Отправился я туда, чтобы лично убедиться  в надёжности несущего каркаса дома после взрыва, и чтобы проверить версию о возможном подрыве взрывного устройства на месте трагедии. Ответы на эти вопросы, как я полагаю, я нашёл.

Почему я взялся за это расследование?

Я отнюдь не уверен, что у кишиневцев будет возможность ознакомиться с подробным заключением специалистов- криминалистов по этому делу с изложением всех подробностей и доказательств. Обычно нас держат в таких случаях на голодном информационном пайке, приведя только главное заключение следствия или суда. Хотя, я думаю, общественная важность события настолько велика, что каждому жителю города необходимо чётко и максимально доступно показать, что может привести к такой трагедии, что делать, чтобы этого не случилось, каковы обязанности не только самих жильцов, но и строителей, эксплуатационных служб, контролирующих органов в случаях, которые могут  привести к подобным ЧП.

Нельзя забывать и об ответственности руководства города, часть вины которого за трагедию мы также не можем исключать. Я имею в виду непродуманный (чтобы не сказать - безответственный) шаг с повышением цены на электричество для жителей многоэтажных домов, эксплуатирующих электрические плиты на кухнях.

Хочу также извиниться перед родственниками погибших и пострадавших при взрыве людей и хозяев квартир, о которых я веду речь в этой статье, выкладывая фото (иногда шокирующие) с места трагедии. Цель этого репортажа не в том, чтобы смаковать подробности, а в том, чтобы максимальное число людей знало, к чему могут привести беспечность и несоблюдение основных правил безопасности в жилых домах, включая пользование несанкционированными газовыми баллонами и плитами. Мы не можем молчать об этом, в наших общих интересах максимально гласно обсуждать такие трагические ЧП, чтобы они не повторились.

Сразу хочу сказать, что я только журналист, а отнюдь не специалист по взрывному делу или сопромату. Но при подготовке статьи перелопатил достаточное количество специальных материалов и сделал свои выводы, не претендуя на истину в последней инстанции и не подменяя собой официальные органы расследования. Я заметил острую нехватку информации даже у жильцов соседних подъездов, которых не пускают в пострадавший подъезд. Они засыпали меня вопросами, когда на выходе из подъезда узнали о цели моего визита: интересовались судьбой дома и надёжностью его конструкций. Мои ответы и выводы я тоже приведу чуть позже по тексту статьи.

Итак, как можно увидеть на фото, отселен и оцеплен только один из пяти подъездов пострадавшего дома № 11 на Московском проспекте. Из всех палаток осталась одна, там размещается караул карабинеров, охраняющих пострадавший подъезд. Допуск в квартиры имеют только жильцы подъезда, работающие на расчистке спасатели и спецслужбы.

Нас постоянно сопровождал офицер, командующий караулом карабинеров, любезно рассказывал и показывал всё, что нас интересовало, не забывая при этом о нашей безопасности. А мест опасных ещё много на месте ЧП, и быть там надо  осторожным.

Нам повезло, что одновременно с нами в подъезд зашли хозяева квартиры, соседствующей с эпицентром взрыва. Мы смогли увидеть согнутые в дугу металлические входные двери, сорванные с петель под страшным давлением. Поговорили с людьми, хотя они и не очень охотно шли на контакт. Это, кстати, последние из жильцов, кто не успел поставить новые металлические двери после происшествия, люди поплатились за это - прямо при нас хозяйка квартиры обнаружила, что у неё пропал компьютер из кладовки. Жалобу записал для доклада начальству офицер, сопровождавший нас.

Общее впечатление о сохранности перекрытий и несущих стен, которые сохранились вокруг эпицентра взрыва, у меня сложилось положительное. Метод монолитной опалубки и цельного бетонного каркаса здания себя вполне оправдал. Правда, сразу приходит на ум: а как, не дай Бог, выдержат такой удар современные дома, склеенные кое-как из бетонных плит?

При осмотре (и это видно на фотографиях) хорошо были заметны только две явные трещины - одна в коридоре квартиры-эпицентра под потолком, другая - в смежной вертикальной стене с соседней квартирой. Но они явно не катастрофического характера (максимальная толщина трещин около 5 мм, они не сквозные) и, по моему мнению, стены подлежат ремонту и укреплению. Тоже самое можно сказать о шахте грузового лифта, наиболее пострадавшего при взрыве. Сам лифт и двери шахты пострадали сильно, однако в бетонных конструкциях я не заметил явных трещин и сдвигов.

Кстати, лифт при взрыве находился, судя по всему, именно на 16-м этаже, где был эпицентр взрыва, что подтверждает: приехала хозяйка злополучной квартиры и включила свет в наполненном газом помещении. Помните правило безопасности: при явном запахе газа свет включать запрещено! В таких случаях надо срочно открывать окна и двери и проветривать помещение!

Ситуацию в таких случаях усугубляют герметичные пластиковые окна, препятствующие вытяжке газа через вентиляционные отверстия (отсутствует сквозняк). Специалисты рекомендуют устанавливать в эти отверстия принудительную вентиляцию или оставлять окна слегка приоткрытыми, также рекомендуется оставлять щели под межкомнатными дверьми для лучшей вентиляции квартиры.

Что касается признаков взрыва ВУ (взрывного устройства) или ВВ (взрывчатых веществ)... Я не заметил таких признаков. Это могут быть воронки, углубления от поражения ВВ, подпалы и обгорелые места, причём точечного характера, в предполагаемом эпицентре взрыва. Наличие и остатки взрывчатых веществ могут определить только специалисты, поэтому эту тему я не затрагиваю. Однако общий характер повреждений говорит именно об объемном взрыве, что характерно как раз для взрыва газа. Специалисты также говорят о том, что при взрыве ВУ/ВВ оказавшихся поблизости людей просто разрывает на куски, чего не было в нашем случае.

Но самым трагичным местом для нас в этот день оказался потолок квартиры на 17-м этаже. При ближайшем его осмотре я обнаружил, что он, как фотография, сохранил на себе отпечатки всего, что вмазалось в него во время взрыва - окровавленные следы людей, разноцветную тушь фломастеров… Смотреть на это было страшно.

Там же, на полу коридорчика, мы обнаружили фотографии сына хозяев. Печальную судьбу его и его матери мы знаем, а отец, афромолдаванин, слава Богу, остался жив. Приносим ему и его родственникам, как и всем родственникам погибших, наши глубочайшие соболезнования.

Надо отметить профессиональную работу спасателей, оборудовавших надёжную систему страховки для работы на страховочных тросах, организовавших оперативную расчистку заваленных квартир, укрепивших все этажи металлическими распорками.

Подведя итоги, могу сказать, что расхождений с выводами государственной комиссии мы не обнаружили. Ясно, что повреждения дома при взрыве не катастрофичны, его можно отремонтировать, а характер и особенности взрыва практически исключает использование в эпицентре взрывчатых веществ.

Однако выводы, тем не менее, должны сделать все мы - и руководство города, и его жители. Помните: наша жизнь и благополучие зависят только от нас.

         

          


 
Количество просмотров:
657
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.