16 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Судьи и прокуроры выкручивают руки пенсионной системе
03.11.2019

Самая распространенная категория судебных разбирательств в сфере соцобеспечения - это пенсионные споры судей и прокуроров. Статистика свидетельствует о стабильно высоком количестве таких дел в судах общей юрисдикции. Среди лидеров – споры между гражданами и Национальной кассой соцстрахования (НКСС) об установлении пенсии, отказе в назначении досрочной пенсии, пересмотре ее размера.

Несмотря на «массовость» подобных дел, в роли успешных истцов все чаще фигурируют бывшие судьи, прокуроры и другие госслужащие, которые в судебном порядке добиваются перерасчета пенсионных выплат в сторону многократного увеличения. Число таких разбирательств возросло после существенного роста зарплат этих категорий работников. Множество исков уже достигли финала, другие продолжают рассматриваться судебными инстанциями.

«Как формируется пенсия прокуроров и судей – весьма интересная тема. Вот так создавались параллельные миры. Их мир, и наш мир», - написала недавно в соцсетях министр здравоохранения, труда и социальной защиты Алла Немеренко, комментируя тему пенсий и зарплат персонала в медицинской, социальной и других сферах.

На прошлой неделе Коллегия по гражданским, коммерческим и административным делам Высшей судебной палаты (ВСП) поставила точку в споре между НКСС и бывшим заместителем генпрокурора Евгением Русу. В феврале нынешнего года, после отказа в перерасчете пенсии, он обратился в суд. По достижении 50 лет, с февраля 2002 г., истцу была назначена пенсия за трудовой стаж в размере 80% от среднемесячной прокурорской зарплаты. До 2011 г. ее размер регулярно увеличивался, а впоследствии НКСС прекратила перерасчет.

Бывший замгенпрокурора добился увеличения пенсии в три раза

На момент обращения в суд пенсия истца составляла 7,1 тыс. леев, включая индексации последних лет. Кишиневский суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований, и обязал НКСС рассчитать экс-прокурору пенсию, исходя из среднемесячной зарплаты, которую получает сегодня заместитель генпрокурора. Сторона ответчика обжаловала вердикт в вышестоящие инстанции, однако это не привело к его отмене. Таким образом, пенсия заявителя вырастет более чем в три раза.

Как отмечает состав суда ВСП под председательством Тамары Кишка-Доневой, отказ НКСС нарушает гарантии в области социального обеспечения. Судьи ссылаются на позицию Конституционного суда РМ и практику Европейского суда по правам человека.

Несколькими месяцами ранее тяжбу с НКСС выиграла судья Высшей судебной палаты Луиза Гафтон. В предыдущие годы она работала в суде сектора Ботаника, была председателем судебной инстанции, а затем вице-председателем суда Кишинева. Спор развернулся вокруг отказа в увеличении пенсии, рассчитанной в 2013 г. из зарплаты, которую Гафтон получала в качестве судьи первой инстанции. Истица потребовала оформить перерасчет, начиная с июня 2017 г., когда она была назначена парламентом судьей ВСП до достижения предельного возраста пребывания в должности – 65 лет.

НКСС мотивировала свой отказ тем, что право на перерасчет пенсии сохраняется только за ушедшими в отставку судьями и судьями, уволенными с должности в связи с достижением возрастного ограничения. Судебные инстанции посчитали решение НКСС необоснованным и пришли к выводу, что судья вправе рассчитывать на получение пенсии, исчисленной на основе ее нынешней зарплаты в размере 28,5 тыс. леев.

Как отмечает судейская коллегия (председательствующий – Валериу Доагэ), в соответствии с законодательством судья, достигший 50 лет и имеющий стаж не менее 20 лет, имеет право на пенсию в размере 55% от среднемесячной зарплаты за стаж работы. Кроме того, за каждый полный год работы более 20 лет начисляется еще 3%, но в сумме не более 80% от заработной платы. По итогам судебного разбирательства судье ВСП полагается ежемесячная пенсия более 22 тыс. леев в дополнение к зарплате в 28,5 тыс. леев.

Аналогичный процесс был ранее инициирован бывшим судей ВСП Николаем Клима, который занимал эту должность до мая 2015 г., а позднее ушел в отставку в связи с достижением предельного возраста. На момент предъявления иска он возглавлял судебную инспекцию при Высшем совете магистратуры. НКСС отказалась сделать перерасчет его пенсии, сославшись на то, что заявитель получает зарплату в качестве судебного инспектора.

В ходе слушаний Клима уточнил, что за 2015 и 2016 гг. его пенсия была пересчитана в соответствии с законом, а начиная с 1 апреля 2017 г. размер выплат не пересматривали. По его словам, полномочия судебного инспектора не связаны со служебными обязанностями судьи, эти две должности не являются сходными. Суд Кишинева обязал НКСС пересчитать пенсию, начиная с апреля 2017 г. Впоследствии дело несколько раз переходило из одной инстанции в другую, однако все они поддержали принятое решение.

Значительного повышения пенсии добился и экс-председатель Конституционного суда Тудор Панцыру, который в январе 2018 г. ушел в отставку по собственному желанию, сославшись на причины личного характера. Практически сразу после сложения полномочий он инициировал судебное разбирательство, в котором потребовал от НКСС пересчитать его пенсию с учетом постепенного увеличения зарплаты. Кишиневский суд полностью удовлетворил иск и обязал ответчика оформить перерасчет с мая 2017 г., когда Панцыру был избран главой КС. Решение было одобрено и вышестоящими инстанциями.

Состав суда ВСП под председательством Светланы Филинковой подтвердил, что истец вправе рассчитывать на пенсию, рассчитанную исходя из размера заработной платы председателя Конституционного суда. В определении суда отсутствуют конкретные расчеты, однако известно, что до избрания главой учреждения размер его пенсии составлял около 13 тыс. леев.

Cущественного увеличения пенсий в судебном порядке добились бывший член КС и экс-председатель ВСП Валерия Штербец, бывший председатель Высшего совета магистратуры Никифор Корокий, бывшая судья ВСП Валентина Клевады, экс-глава Апелляционной палаты Кишинева Ион Плешка, бывший заместитель начальника управления Генпрокуратуры, экс-судья ЕСПЧ Станислав Павловский, бывший начальник отдела Генпрокуратуры Лариса Микулец и многие другие.

Пенсионная реформа, начатая в 2017 г., ставила во главу угла уважение принципа социальной справедливости и исключала льготные пенсии путем унификации условий и способа расчета пенсий соцстрахования для определенных категорий граждан, включая депутатов, членов правительства, прокуроров, госслужащих. Пенсии для них с 1 января 2017 г. устанавливаются на основе единых критериев (возраст выхода на пенсию, продолжительность периода взносов), а также единой формулы расчета пенсии по старости.

Однако, к примеру, в отношении прокуроров это положение применяется с 1 января 2018 г. Хотя действующее пенсионное законодательство не предусматривает перерасчета для прокуроров, их пенсии (назначенные до 1 января 2018 г.) пересчитываются в соответствии с окончательными судебными решениями. При этом за основу берется среднемесячная зарплата, выплачиваемая прокурору при исполнении служебных обязанностей, с учетом всех повышений, начиная с 5 апреля 2013 г. на основании Закона об оплате труда судей и прокуроров. В этой связи только в прошлом году бюджет на выплату пенсий прокурорам увеличился почти на 70%: с 10,5 млн леев до 25 млн леев.


 
Количество просмотров:
1111
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.