T.: Г-н Чобану, как вы охарактеризовали бы нынешнюю политическую ситуацию в РМ?
В. Ч.: Все, что происходит на политической сцене, следует рассматривать сквозь призму предвыборного позиционирования. Додон уже давно находится в избирательной кампании, и его цель ясна – второй президентский срок. Остальные тоже присоединились к этой кампании. В целом, я думаю, что это будет год перегруппирования и перезагрузки политических сил.
T.: Учитывая, что год только начался, вы могли бы назвать три политических события, которые могут ознаменовать 2020 год?
В. Ч.: Самое важное событие, бесспорно, это президентские выборы. Остальные два вытекают из первого. Я имею в виду возможный распад «АКУМ» и отказ ДПМ от неформального сотрудничества с ПСРМ.
T.: Президентские выборы могут стать главным событием 2020 года. Кого вы видите в качестве претендентов на пост президента?
В. Ч.: Реальные кандидаты – Игорь Додон и Майя Санду. Один из них станет президентом. Участие остальных не повлияет на конечный результат. Тем не менее, президентские выборы нужно рассматривать и сквозь призму предстоящих (скорее всего досрочных) парламентских выборов.
T.: Мы видим, что большинство партий проводят в выходные встречи с гражданами на местах. Это означает, что началась подготовка к президентской кампании?
В. Ч.: Кампания началась давно, и не только на местах. Во – первых, партии хорошо знают, что им необходимы голоса граждан, и соответственно, они вынуждены вступать с ними в диалог. Кстати, я бы спросил граждан на местах, как изменилась их жизнь с тех пор, как у них в парламенте есть собственный депутат? И отсюда еще один вопрос, по какой системе должны пройти досрочные парламентские выборы – смешанной или пропорциональной? Кто и когда ответит на эти вопросы?
T.: ППДП хочет на президентских выборах единого кандидата от демократических сил. Что вы думаете об этом предложении?
В. Ч.: Эта идея кажется мне сомнительной. Единый кандидат у нас большая проблема. А если еще и политически независимый, то это вообще нереально. Проблема в том, что у нас нет политиков с национальными рейтингами. Какие шансы у кого-то вне политики выиграть у действующего президента со всеми его ресурсами? Это риторический вопрос…
Т.: Вместе с тем, два представителя унионистов тоже метят в президенты. У кого из них больше шансов?
В. Ч.: Киртоакэ показал удивительный результат на местных выборах и, очевидно, имеет больше шансов, чем лидер ПНЕ. В унионистском сегменте наблюдается объединение сил, что может в будущем принести результаты. Поэтому для унионистских формирований президентские выборы станут испытанием перед парламентскими выборами.
T.: Не могу не спросить о выборах в Хынчештах. Некоторые партии уже объявили своих кандидатов. У кого там больше шансов и насколько важны эти выборы для молдавской политики?
В. Ч.: Эти выборы не повлияют на конфигурацию нынешнего парламента. Некоторые считают, что это будет репетиция президентских выборов, но я думаю, что нет. Скорее всего, разнообразие правых кандидатов обеспечит победу кандидата-социалиста.
T.: Официально зарегистрирована партия “Гражданский конгресс”. Что вы думаете об этом политическом проекте?
В. Ч.: Пока ничего. Выборы покажут, на что они способны.
T.: Как бы вы описали сотрудничество между президентом, премьером, спикером?
В. Ч.: По-видимому, это конструктивно и удобно для президента, который, безусловно, доминирует в этом триумвирате. Хуже всего то, что этот конструктивизм на самом деле является подчинением двух других. Когда у вас больше нет конкуренции идей и интересов, вы рискуете оказаться в виртуальной реальности, и это уже видно невооруженным глазом. Его предшественники тоже в какой-то момент оторвались от реальности. Мы знаем, чем это заканчивается.
T.: Как вы думаете, чего нам ждать в ближайшее время?
В. Ч.: Как я уже говорил, мы находимся на стадии предвыборных маневров. Несмотря на наш традиционный интерес к тому, что произойдет справа, я думаю, что самые интересные игры будут слева. Я думаю, что именно они сыграют решающую роль на президентских и парламентских выборах.
Т.: Благодарим Вас.
Андриана Кептине