27 Декабря 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
В Молдове накаляется языковая обстановка после внесения законодательных инициатив ПСРМ и Игорем Додоном
27.11.2020

Взорвется ли «бомба» русского языка - анализирует обстановку Сергей Ткач. Вопрос использования русского языка давно стал источником серьезных общественно-политических конфликтов в государствах бывшего СССР. Молдова, где в 90- х годах очень громко звучал лозунг «Чемодан. Вокзал. Россия», не является исключением. Законодательство о функционировании русского языка использовалось для отчуждения русскоязычных и создания привилегий титульной нации. И, безусловно, минимизации влияния России.

Молдова долго шла к новому языковому конфликту

Некоторые наблюдатели высказывают мнение, что нынешний «языковой всплеск» является попыткой социалистов и Игоря Додона политически реабилитировать себя после поражения на президентских выборах, использовать фактор русского языка в борьбе с политическими оппонентами. Но, с другой стороны, вопрос перезрел, и когда-то его нужно было поднять. И лучше поздно, чем никогда.

Но на самом деле, в Молдове происходила длительная эволюция языковой проблемы, а президентские выборы и критика социалистов за то, что они за период нахождения у власти не решили вопросов, стали триггером обострения.

Кульминация же произошла 4 июня 2018 года, когда Конституционный суд Молдовы принял решение, что закон о функционировании языков является «устаревшим» и имеет «бесполезный характер». К этому «историческому» вердикту мы еще вернемся, но вкратце вспомним, как молдавское общество пришло к новому языковому конфликту.

Как все начиналось

Закон о функционировании языков от 1 сентября 1989 года был принят в период национального подъема. Можно даже сказать, что тогда молдавское общество просто зациклилось на языковых проблемах. Страсти бушевали, на предприятиях и в ведомствах проводили аттестации на знание молдавского языка. Те, кто не прошли экзамена, увольнялись. Языковые конфликты происходили не только в коллективах, но и на межличностном уровне. Не будет преувеличением сказать, что новое языковое законодательство вызвало реакцию самозащиты на юге и востоке стране, где были созданы Гагаузская и Приднестровская республики. Как известно, в Приднестровье все закончилось вооруженным конфликтом и масштабным кровопролитием.

Однако Закон о функционировании языков от 1 сентября 1989 года был компромиссом, на который молдавское общество было способно в тот момент.

Конституция актуализирует закон о функционировании языков

В 1994 году, после того как приднестровский конфликт был заморожен, в регион вошли российские миротворцы, а страсти немного улеглись, была принята Конституция РМ. Тогда, когда Советский Союз перестал существовать, законодатели актуализировали закон о функционировании языков от 1 сентября 1989 года. В статье 13 говорится, что «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики, является государственным языком», что государство «признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны», и что «порядок функционирования языков на территории Республики Молдова устанавливается органическим законом».

Кроме этого, в разделе VII статья VII специально посвящена интересующему нас закону. Он выделен, и ему придается особое значение. Что сказано в Конституции?

«(1) Закон о функционировании языков на территории Республики Молдова от 1 сентября 1989 года действует в части, не противоречащей настоящей Конституции.

(2) В вышеназванный закон в течение семи лет после вступления в силу настоящей Конституции могут быть внесены изменения двумя третями голосов депутатов».

ПКРМ обманывает избирателей и упускает шанс

Однако время шло, но молдавские парламентарии не вносили в закон никаких изменений. У этого были свои причины. Однако перед парламентскими выборами 2001 года вопрос статуса русского языка зазвучал очень громко. ПКРМ включила пункт о придании русскому языку статуса второго государственного в свою предвыборную программу. В результате коммунисты получили в парламенте конституционное большинство, у них был 71 депутатский мандат из 101. Но Владимир Воронин и его соратники не выполнили предвыборных обещаний, обманули избирателей. Статус русского языка остался прежним, в закон не было внесено никаких серьезных изменений.

Более того именно при коммунистах русский язык стали ограничивать в употреблении. В 2006 году был принят Кодекс о телевидении и радиовещании, который сократил долю телерадиопрограмм на русском языке.

Евроинтеграторы вытесняют русский язык и начинают конфронтацию с Россией

А с приходом к власти проевропейских партий мы увидели новые ограничения в сфере использования русского языка. Так под руководством Майи Санду, тогда министра просвещения, были внесены изменения в образовательные программы. И русский язык утратил статус обязательного, его изучение стало факультативным. Попутно сокращали места для желающих получить высшее образование на русском языке.

После захвата в 2016 году власти ДПМ во главе с Плахотнюком с благословления США ( Виктория Нуланд), начался особый период конфронтации с Россией и ограничения ее влияния в Молдове. Именно в это время с подачи посольства США был введен запрет на трансляцию новостей, аналитических и военных программ российских телеканалов. Высылались российские дипломаты, в страну не впускали журналистов, деятелей культуры, а также государственных чиновников из РФ.

Юридическая эквилибристика

И, как уже было отмечено выше, был нанесен удар по русскому языку, когда Конституционный суд признал закон о функционировании языков «устаревшим».

Это решение КС уже было детально проанализировано автором этих строк.

Сейчас выделим главное. Своим решением Конституционный суд создал юридический хаос.

Во-первых, он вышел за пределы своих полномочий, так как не обладает правом отменять статьи Конституции и рассматривать законы, вышедшие до 1994 года. Чтобы изучить запрос, судьям пришлось в тот же день принять другое очень важное решение. И оно заключается в том, что действие п.2 статьи 31 закона о Конституционном суде приостанавливается. Также для признания закона о функционировании языков «устаревшим», высокая инстанция в постановлении аргументирует свою позицию законом № 1990 от 21 ноября 1990 года. Не менее древним. Все это похоже на юридическую эквилибристику или мошенничество.

Юридический хаос: закон является «устаревшим», но действующим

Во-вторых, уже существует решение КС по данному вопросу. Так, в решении КС от 2002 года сказано, что предусмотренные условия для внесения изменений (две трети голосов депутатов) «придают данному закону определенную степень ригидности и верховенства». Он «закрепляет статус молдавского языка как государственного, способствуя тем самым достижению полноты суверенитета государства и созданию необходимых гарантий его полноценной и всесторонней реализации во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни, выполняя в связи с этим функции языка межэтнического общения на территории республики. Данным законом русский язык наряду с молдавским языком наделяется функцией общения между нациями…».

Существование иного решения КС, в котором изложены позиции диаметрально противоположные тем, что озвучены в постановлении от 4 июня 2018 года, указывает на неюридическую подоплеку последнего вердикта. Среди необъявленных целей – полное изъятие синтагмы «молдавский язык» из юридического обращения, сужение сферы употребления русского языка, атака на основной закон и дискредитация самого КС.

Нужно подчеркнуть, что это был тот самый состав КС, который позже в 2019 году создал в стране двоевластие, сначала принял ряд решений, а чуть позже под давлением извне и после бегства из страны Владимира Плахотнюка, отменил их. Затем судьи с позором ушли в отставку.

Все эти нюансы, как и сам текст молдавской Конституции ясно показывает любому здравомыслящему человеку, что решение от 4 июня 2018 года выходит за рамки правого поля и является исключительно политическим. Тем не менее, оно сформировало юридический хаос. После него даже один и тот же политик теперь делает взаимоисключающие заявления. Так, Андриан Канду, будучи спикером парламента, комментируя решение, сказал, что ничего, собственно, не произошло. А чуть позже, он уже заявил, что все-таки нужен новый закон, который будет регламентировать функционирование языков.

КС признал закон от 1 сентября 1989 года «устаревшим», но раздел VII Конституции называет его действующим.

Был ли шанс у социалистов?

Безусловно, это противоречие должны были устранить законодатели. Они могли отвергнуть решение КС или принять закон о функционировании языков в новой редакции. Было ли это возможно в парламенте, контролируемом ДПМ? Нет, конечно, потому что тогда Плахотнюк и демократы контролировали и КС. И он выполнил их политический заказ.

После того как в феврале 2019 года был избран новый состав парламента, а в июне сформирована правящая коалиция ПСРМ – ACUM, теоретически существовал шанс вернуться к закону о функционировании языков. Однако совместно у этих партий было только 63 голоса, плюс нужно было заключение опять же Конституционного суда и длительная процедура. Но поддержали бы этот шаг настроенные в большинстве своем унионистски депутаты ACUM? Можно с уверенностью сказать, что нет. Та же ситуация была и в случае коалиции ПСРМ-ДПМ.

Тем не менее, ничто не мешало социалистам и Игорю Додону инициировать процесс.

И вот после того, как этот промах был использован в предвыборной президентской кампании, ПСРМ и действующий президент предложили новые законопроекты о функционировании языков. Этот шаг совпадает с обострением политической борьбы и началом войны между парламентом и вновь избранным президентом.

Что важнее: больничные койки или статус русского языка?

Как была встречена инициатива социалистов?

«Это отчаянная попытка Партии социалистов радикализировать общество, это геополитическое послание», — считает депутат от ПДС Лилиан Карп.

Депутат от Платформы «DA» Василий Нэстасе сказал, что фракция не обсуждала еще эту инициативу, но он лично «считает ее неуместной». «На мой взгляд, в этом проекте нет необходимости, потому что уже есть положения в Конституции. Я не знаю, каков мотив для инициативы», — рассуждает независимый депутат Корнелиу Падневич.

«Это очень деликатный вопрос, как бы мы не создали противостояние в обществе. Русский язык имеет очень четко определенный статус», — считает депутат от ДПМ Дмитрий Дьяков.

А председатель ДПМ Павел Филип заявил, что для ПСРМ статус русского языка важнее отсутствия больничных коек и огромного количества случаев заражения COVID-19.

Свой голос подали и коммунисты, которые имели возможность сделать русский язык вторым государственным, но не воспользовались этим. Они назвали инициативу социалистов «спекуляцией» и подготовкой к досрочным выборам.

Тем не менее, учитывая многочисленность фракции ПСРМ, можно быть уверенным , что новый законопроект о функционировании языков будет включен в повестку дня парламента.

Каким будет эффект?

Сможет ли законопроект набрать нужные 67 голосов депутатов? По первой реакции можно предположить, что ни ДПМ, ни платформа «DA», ни ПДС, ни группа Канду «Pro Moldova» не поддержат идею социалистов. Если это случится, у ПСРМ будет «железное алиби» — при нынешнем раскладе политических сил вопрос о русском языке решить невозможно.

Удар будет нанесен и по вновь избранному президенту, лидеру ПДС, которая обещала отстаивать права русскоязычных. Можно ожидать, что Майя Санду сделает все, чтобы вопрос с русским языком не был законодательно решен, как предлагают социалисты. Не следует забывать, что на днях избранный президент обсуждала со старшим директором по Европе и России в советe национальной безопасности США тему «пагубного иностранного влияния». И стороны договорились о сотрудничестве в данном направлении. Отсюда можно сделать вывод, что русский язык как «инструмент» влияния России в Молдове не имеет шансов на поддержку нового главы государства.

Таким образом, следует ожидать, что законопроект социалистов или Игоря Додона обострит борьбу между парламентом и избранным президентом. Также накалятся страсти и внутри самого законодательного органа.

Тем не менее, существует объективная необходимость устранить юридический хаос, созданный решением КС от 4 июня 2018 года и принять закон о функционировании языков. Как известно, согласно соцопросам, более половины населения выступают за придание русскому языку статуса второго государственного.

Кроме того, без ясного языкового законодательства предлагать Приднестровью серьезные переговоры — занятие бессмысленное.

Признаки агонии

Если в результате необходимые решения не будут приняты, то возникнут условия для роста конфликтных настроений как в среде политиков, так и в обществе в целом. Инцидент во время выборов в Варнице, когда комбатанты бросили наблюдателю из России «Чемодан. Вокзал.Россия» показывает, что от относительно спокойной ситуация легко может превратиться во взрывоопасную. Такова специфика языковых отношений. Они не раз становились источником противостояний, в том числе вооруженных. А на пространстве бывшего СССР тема использования русского языка превратилась в инструмент геополитической войны с Россией.

Президентские выборы серьезно накалили обстановку в молдавском обществе, битва за роспуск парламента только усугубит ситуацию, и теперь задействован языковой фактор, способный обострить ситуацию до предела.

Увы, то, что предметом конфликта становится закон о функционировании языков 1989 года, нам четко указывает на признаки агонии молдавского государства, так как раскрываются раны, возникшие в период формирования РМ.

Сергей ТКАЧ


 
Количество просмотров:
1011
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.