|
|
|||||
Интересное
Алексей Викторов Немцы не хотели брать на работу евреев – и она вывозила их на заработки в Палестину. С приходом Гитлера к власти на её кораблях были уже в основном только дети – всего Реха Фрайер спасла от гибели в концлагерях больше десяти тысяч человек. Реха родилась в 1892 году в религиозной семье Менаше Швейцера в городке Норден на северо-востоке Германии. Отец преподавал в еврейской начальной школе, мать Берта тоже была учителем – английского и французского языков. В 1897 году семья Швейцеров переехала в Силезию, где Реха пошла в лицей. Обучение стало ежедневной мукой: религиозное воспитание и соблюдение традиций были предметом постоянных насмешек одноклассников. После лицея Реха продолжила обучение в частной гимназии в Бреслау. Затем, добившись разрешения на учебу в университете, она закончила филологический факультет и стала преподавать в местной школе.
В 1919 году Реха Швейцер вышла замуж за раввина Морица Фрайера, в браке с которым у нее родились трое сыновей и дочь. Первые годы супружеской жизни Реха работала преподавателем, но после переезда в Берлин, где муж стал раввином сразу в трех синагогах, сосредоточилась на литературной критике и сборе еврейского фольклора. Помимо этого, Реха активно участвовала в жизни сионистских организаций. По мере увеличения числа нацистских выступлений в Германии росла и загруженность Фрайер социальной работой. В начале 30-х она была активисткой добровольческой организации «Еврейская биржа труда» – с ростом антисемитской пропаганды работодатели все чаще увольняли работников-евреев, и в обязанности Фрайер входил поиск новых рабочих мест представителям общины. Однако с каждым годом делать это становилось все труднее.
В 1932 году, получив буквально отовсюду отказы в приеме на работу молодых евреев, недавно уволенных другими работодателями, Фрайер от безысходности посоветовала им подумать о переезде в Палестину. Те не раздумывая согласились. Это и навело Фрайер на мысль о создании организации, оказывающей помощь в переезде и трудоустройстве молодых людей в Эрец-Исраэль. Правда, уже в 1933 году британские власти ввели жесткие иммиграционные ограничения для Палестины – обойти их можно было, только подав заявку на поступление в любое признанное мандатными властями учебное заведение. Фрайер намеревалась помогать желающим переехать со всеми необходимыми документами.
Заручившись поддержкой известного сионистского деятеля Энцо Серени, Фрайер обратилась с просьбой о помощи в профсоюз «Гистадрут», располагавшийся в Хайфе. В задачи этой еврейской, а сегодня израильской организации, созданной в 1920 году, тогда входило трудоустройство всех работников еврейской национальности в подмандатной Палестине. Однако, вопреки ожиданиям Фрайер, сотрудники «Гистадрута» заявили, что им хватает забот с трудоустройством молодежи, уже проживающей в Эрец-Исраэль – тратить время на репатриантов из Берлина они не готовы. Надежды на помощь со стороны Всемирной сионистской организации также не оправдались. Но сдаваться Реха не собиралась. Она напрямую направила запросы о возможности трудоустройства репатриантов из Германии руководству ряда кибуцев. Первым небольшую группу согласился принять кибуц Эйн-Харод, а вскоре аналогичные договоренности были достигнуты еще с рядом поселений.
30 января 1933 года – в день, когда Пауль фон Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии, Фрайер создала «Комитет помощи еврейской молодёжи», называли который чаще просто «Молодежная алия». При поддержке частных организаций, разделявших взгляды Фрайер на необходимость репатриации еврейской молодежи из нацистской Германии, в Палестину направилась первая группа молодых людей. Отправляя их, Фрайер уже понимала, что в стремительно меняющейся реальности речь идет не просто о трудоустройстве, а о спасении человеческих жизней. Женщина стала искать способы отправить в Палестину детей и подростков.
Первыми стали 12 сирот, чьи родители погибли в погромах: Фрайер добилась для них получения сертификатов на въезд в Палестину, а также оплатила им дорогу и снабдила деньгами на первое время. Вторая группа, прибывшая в Хайфу в феврале 1934 года, насчитывала уже более 40 детей. Их прибытие и принято считать началом «Молодежной алии», отстоять необходимость которой Фрайер все-таки наконец удалось на 18-м сионистском конгрессе в Праге. Противники идеи утверждали, что кибуцы Палестины лишены инфраструктуры и не приспособлены для направления туда детей и подростков. Однако в итоге все поняли, что любой вариант будет лучше того, чтобы оставаться в нацистской Германии.
Так Фрайер начала отправлять еврейских детей из Германии не только в Палестину, но и в разные европейские страны. До конца 1939 года ей удалось вывезти более десяти тысяч детей и подростков. Она также была и одним из координаторов операции «Киндертранспорт» по спасению и размещению детей на территории Великобритании. Но в 1940-м Фрайер отстранили от работы с «Молодежной алией». Отчасти это объяснялось тем, что гестапо объявило на Фрайер настоящую охоту. Но были и другие объяснения: женщина слишком рьяно настаивала на вывозе евреев из оккупированной Польши, и никто тогда не хотел ее идею поддерживать. В 1941 году Фрайер сама вырвалась из Германии и добралась через Турцию и Сирию в Палестину. По дороге она задержалась в Загребе – и смогла дистанционно организовать выезд из Германии ещё 120 детям и подросткам: 80 из них были переправлены в Палестину, а остальные – в Швейцарию. По прибытии в Палестину Фрайер долго не могла найти работу, но в итоге создала образовательный фонд, обучавший сирот, а также детей малоимущих родителей. В 1958 году Фрайер также основала Фонд израильских композиторов, который поддерживал местных музыкантов и обеспечивал их заказами.
В том же году, к слову, в ознаменование десятилетия со дня создания Государства Израиль, организации «Молодёжная алия» была вручена премия Израиля. На церемонию пригласили всех причастных к спасению детей из нацистской Германии – но не Фрайер. О ней вообще будто старались забыть, пока сама Фрайер не подала в суд иск с требованием публичного признания её роли в создании «Молодёжной алии». Решение суда вкупе с книгой воспоминаний Фрайер об истоках «Молодёжной алии» повлияли на то, что ее наконец впервые упомянули как создателя организации в 1964 году. Альберт Эйнштейн выдвигал ее кандидатуру на Нобелевскую премию мира, но его предложение не было поддержано.
Тем не менее заслуги Рехи Фрайер позже были все-таки отмечены – в 1975-м ей было присвоено звание почетного доктора Еврейского университета в Иерусалиме, а в 1981-м она была удостоена государственной премии Израиля за заслуги перед обществом и государством. В ее честь названа площадь в Иерусалиме – Кикар Фрайер: именно там Реха жила вплоть до своей смерти в 1984 году. После ее смерти городской совет Шарлоттенбурга, одного из районов Берлина, установил на здании еврейского общинного центра памятную доску, посвящённую основательнице «Молодёжной алии» Рехе Фрайер. А вот жители израильского города Нетания на улицу имени Рехи Фрайер не согласились – многочисленные русскоязычные репатрианты заявили, что они «не фраеры» и жить с улицей под таким названием не будут.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|