19 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Дорин и Мария Долгий. Клубничная парочка
22.03.2021

Это интервью я взял по телефону у семьи фермеров. Дорину сейчас 27 лет, Маше – 26. Идея заняться клубникой двум городским ребятам пришла на Пасху в 2018 году. Сначала я созвонился с Дорином, но он отправил меня к Маше. «Спикер» у нас она, сказал Дорин. Я не придал этим словам значения, пока не начал говорить с Машей сам. В середине интервью я смог взять паузу и сказал: «Маша, передайте Дорину, что после этой фразы я официально в вас влюбился».

После разговора главный мой план на эту весну – дождаться, пока созреет первая клубника и отправится в гости к Дорину и Маше, чтобы обнять их обоих и наесться клубники.

Если бы в Молдове проводился бы чемпионат мира по позитиву, Маша и Дорин бы его выиграли.

Теперь – интервью.

Маша, как могла двум городским ребятам прийти в голову идея стать фермерами и выращивать клубнику. Или вы оба все детство провели у дедушек и бабушек в огороде?

Мы оба никогда не держали лопаты в руках. Единственный опыт сельскохозяйственных работ, который у нас был на двоих в семье, это мои две недели работы на плантации клубники, когда мне было 14 лет. Меня тогда жестко обманули, когда расплачивались, я заработала, в итоге, по 25 леев за день работы. Как забыть такое? Клубнику я не разлюбила, но к сельскому хозяйству охладела, как я думала, навсегда.

Сколько вы уже были женаты, когда вам на голову свалилась идея выращивать клубнику? И, кстати, как она на вас свалилась?

У нас уже был потрясающий опыт семейной жизни. Пять лет за спиной! Я оканчивала университет Крянгэ по психологии, Дорин работал администратором в автосервисе.

Ничего не предвещало сельскохозяйственной беды?

Абсолютно ничего. Хотя, может мне только так казалось, а Дорин уже задумал что-то недоброе…

И, все-таки, что послужило толчком для таких кардинальных перемен?

Мы часто ездили в гости к нашему нанашу, он отец моей лучшей подружки. Они живут в Приднестровье и он давно занимается клубникой. Клубника у него вкусная, но я всегда жалела его, когда мы приезжали к нему в гости. Все люди как люди, а он вечно, бедный, в поле. Все возится со своей клубникой и ежевикой, что-то там подвязывает… И вот мы снова приехали к ним на Пасху, это был 2018 год. Наелись, как всегда клубники, и пошли ложиться спать. И тут Дорин задумчиво говорит: «А, давай, и мы займемся клубникой….»

И ты бросилась ему на шею и сказала: «Давай»? Это точно будет как в кино.

Нет, я просто посмеялась над ним. Я припомнила ему свои две недели на плантациях в 14 лет. Я сказала ему, что он в своем автосервисе и не понимает, какой это титанический труд, стоять в поле пятой точкой кверху и собирать весь день клубнику…

И?

И мы легли спать. Но потом я слышу, что он не спит. И я не сплю. И Дорин начинает: «Представь деревянный домик рядом с лесом. Будем там сидеть вечером на веранде. Есть крутую клубнику без всяких химикатов…»

И ты растаяла?

Нет, я заснула. Но Дорин знает, как правильно надо ловить рыбу. Нужно сначала кинуть в озеро подкормку. И через пару дней мне на телефон приходит фотка. Красивая такая клубника в форме сердца. Посмотри, мол, как круто, клубника – это ягода любви. Потом через пару дней на телефоне у меня появляется деревянный домик. Типа такой, о котором Я (!) мечтала.

И ты растаяла?

Я окончила третий курс и пошла в тюрьму…

???

Моя дипломная работа была о женщинах-заключенных и их психологических проблемах. После нее мне даже предложили пойти работать в тюрьму.

И ты предпочла клубнику тюрьме?

Ничего я ничему еще не предпочла, но мы почему-то тем летом стали ездить по центральным районам Молдовы – понятно, что участок должен быть недалеко от Кишинева, чтобы не возить клубнику через всю необъятную Молдову. Как-то незаметно была сформулирована цель – до конца лета найти участок и начинать эпопею с клубникой.

Сработала подкормка от Дорина?

Кажется да, хотя я еще не воспринимала это все всерьез. В конце концов, почему бы не покататься с мужем в машине по Молдове. Тем более, что за лето мы не нашли участка и были оба здорово разочарованы. Не забывайте, там еще должен был быть лес и деревянный домик, который мы должны были построить на опушке.

И руки опустились?

Руки, может, и опустились, но Дорин нашел еще один участок в Криулянском районе. Я выросла в Криулянах, сбежала оттуда в Кишинев и сказала: «Нет, только не это!». И Дорин поехал его смотреть. Тот участок, слава богу, не подошел, но у хозяина участка, оказывается, была еще земля, только не на продажу, а для сына…

Чувствую я, что купили вы участок чуть дороже, чем думали…

Разве это имеет значение, если рядом был лес, и земля была, действительно, подходящая. Первый раз я увидела участок на закате, после дождя, была еще и двойная радуга, а там… ну там, у опушки я уже увидела будущий домик. В общем, в декабре, идет мелкий снежок, Дорин и трактор вспахивают еще не наш участок, но тут все обошлось без проблем, документы мы все получили чуть позже, и первое, что мы делаем, мы выкапываем себе колодец. Понятное дело, что рядом с тем домиком, где будем жить. Понятное дело, что домика тогда и в помине не было.

Что вы вырыли после колодца?

Мы стали решать две важнейшие фермерские проблемы. Первая – это орошение. Тут нам повезло, в этом районе американцы по какому-то проекту реабилитировали старую ирригационную систему , мы подключились к ней и теперь у нас была вода из Днестра. Реку мы не видим, она за нашим лесом, но 700 метров до реки под землей каналами пройдены и у нас достаточно воды для полива.

Вторая проблема?

Банально звучит, но – туалет. Мы сразу целились на экосертификаты, а их не получишь, если такие отходы будут попадать в землю. Кроме нас ведь будут работать и рабочие, подумали мы, и построили очистные сооружения. Есть специальный вариант для сельской местности.

А домик?

Мы решили приступать к домику именно в тот момент, когда по токсикозу я поняла, что я, кажется, беременна. Это реально была для нас огромная радость, только в тот момент я подумала, что вот нас было двое, а теперь Дорину придется какое-то время впахивать за двоих, а потом, судя по всему, и за троих.

И еще и домик строить…

И еще и документы на дом на сельскохозяйственной земле оформлять. Потому что стоим мы с ним вдвоем, дети детьми, перед взрослыми дядьками в консилиуме, те смотрят на наш проект дома и фермы, и думают одно: «Эта парочка детей окончательно спятила»

Но разрешение вам дали?

Я больше того скажу. Дом УЖЕ стоит. Дорин – герой. И теплицы стоят. И когда мы с Дорином поднимаемся на второй этаж, то перед нами, как в американских фильмах про рабовладельческие плантации, расстилаются наши поля. За это время мы потихоньку прикупили земли к своему участку и теперь у нас уже пять гектаров. Правда, основные рабы на этих полях – мы с Дорином.

Когда был первый урожай?

Это отдельная история. Потому что это был прошлый год, мы так и представляли, как по окрестным и далеким базарчикам расходится красным потоком наша клубника. Визуализировали эту картину. Только в марте был объявлен карантин, и мы поняли, что рынки закрыты. В супермаркеты «с улицы» не пробиться, там уже есть клубника, и ждет нас, судя по всему…. Ругаться при детях нельзя, Мириам уже родилась, так что я это слово пропущу…

Итак?

Итак, что у нас есть? Есть первый урожай клубники, которая во-вот созреет. Нет ни одного покупателя. Нет ни одного перекупщика. Куда нам деваться? Все что есть – это два молодых «байструка», которые, кажется, попали…

Но не попали?

Но не попали. Потому что мы сказали себе: «Эй да ладно! Что мы не продадим как-нибудь нашу чудесную клубнику?!»

Взрослый и осознанный план, не спорю…

Выхода не было, или единственный выход был строить доставку и заниматься прямыми продажами. Неплохо для этого было бы придумать бренд и открыть страничку в Instagram. 

А, так этого еще не было?

Абсолютно, зачем бренд клубничникам, которые собираются продавать клубнику через перекупщиков и оптовиков.

(*** Тут я выпросил у Маши сохранить ее оборот речи, хотя она настаивала убрать эту фразу, чтобы никого не обидеть. Но на Машу невозможно обидеться. Так вот, работа над брендом началась с заявления Маши: «Берри» называться не будем. Куда ни посмотри, одни «берри». После чего семья Долгий воспользовалась методом, который использовали мои сотрудники, открыли его  90-е годы. Не можешь придумать название? Бери имена учредителей. Поэтому никаких «берри». Бренд семьи Долгий называется «Домами». Дорин, Маша, Мириам. И никому его не повторить, и уютно).

Павел, вы отвлеклись, так вот, бренд Domami, страница в Instagram – есть, на странице две истории – про фермера и его трактор и про жену фермера, наши друзья перепощивают страницу и у наших ворот вдруг останавливается машина. Вечером.

Звучит тревожно…

Из машины выходит мужчина и задает прямой вопрос: «Клубника есть?»

А вы?

А мы – клубника есть, но она еще розовая, она еще не созрела, вы возвращайтесь через пару дней…

А он?

А он говорит, что у меня в машине беременная жена и что ничего не знаю, идемте собирать клубнику.

И вы?

И мы ее собрали. И со страхом смотрели, как они отъехали, а потом остановились и стали есть клубнику.

С почином вас?

На следующий день приехало МНОГО машин. Мы пытались объяснить, что клубника еще не совсем спелая. Но нас особенно никто не слушал. По ИХ мнению, клубника была замечательная. Мы сдались и стали отвечать на телефонные звонки раскаленных телефонов. На спросили о доставке.

Вы доставляли?

А то! Утром приезжали рабочие, до обеда шла уборка, а после обеда нам с Дорином нужно было решать проблему, как продать клубнику до утра. Холодильник для хранения у нас появился позже. Поэтому до ночи  мы развозили вдвоем клубнику по заказам. Возвращались домой уставшие до смерти, голодные, но окрыленные. Потому что покупатели говорили волшебную фразу: «Боже! Ваша клубника пахнет клубникой!» И это было счастье. А потом позвонили из магазина в Ставченах: «Я попробовала вчера вашу клубнику у подружки, вы не могли бы к нам в магазин привести завтра 100 килограмм….». И мы хорошо завершили первый сезон. Только не могли поверить, что это происходит с нами.

Маша!!!!  Когда будет клубника в этом году?

В этом году весна холодная. Так что ближе к Пасхе…

Я записываюсь на первую…

Павел, добавьте, пожалуйста, можно я приветы передам…

Можно…

Нашим друзьям, которые нас поддерживали, продвигали в Instagram и заказывали нашу клубнику, и маме и папе Дорина, которые вернулись в Молдову из-за границы только, чтобы помогать нам…


 
Количество просмотров:
651
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.