21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Последний риск моды
20.04.2021

Максим Брискер

Его модный дом одевал звёзд первой величины – от шпионки Маты Хари до королевы Голландии. Но потом нацисты разграбили магазины Лео Хирша по всей Европе.

Основателем модных домов Хирша был, собственно, Лео Хирш – немецкий еврей из прусского Альтена. Родился он в 1842 году и сразу после окончания школы пошел работать помощником в магазин одежды, который принадлежал семье его знакомого Филиппа Фрейденберга. Вскоре Лео влюбился в Йоанну, младшую сестру Филиппа. Пара объявила о помолвке, но семья оказалась против – девушку отправили подальше от назойливого жениха к родственникам в Брюссель работать на кружевной фабрике и учить французский.

Лео это не остановило. Он последовал за любимой в Брюссель, добился согласия семьи и в 1869 году сыграл с Йоанной свадьбу. В том же году молодожены открыли магазин на Рю Нёв. Там они продавали одежду для детей и женщин, тщательно имитируя высокую парижскую моду. Их продукция пришлась по вкусу брюссельским модницам и их отпрыскам, финансовые дела Хиршей пошли в гору. Тогда Лео основал фирму Hirsch&Cie, то есть «Хирш и компания», вскоре ставшую известной всей Европе. Компания Хирша не только продавала одежду и модные аксессуары, но также занималась и поставками тканей прямиком с лучших фабрик Лиона и Парижа.

Все 1870-е годы бизнес Хирша рос – предприниматель всерьез задумывался о расширении. Став официальным поставщиком бельгийского королевского двора, Хирш запустил собственный модный журнал и открыл новые магазины в Кельне, Дрездене и Гамбурге. Цены были высокие, практически все делалось под заказ, с учетом индивидуальных требований. При каждом магазине был и свой пошивочный цех.

В 1882 году с помпой был открыт магазин на площади Лейдсеплейн в Амстердаме. Вести в нем дела Лео доверил двум своим соплеменникам и старым знакомым – Сильвену Кану и Салли Бергу. Впоследствии Кан вспоминал: «Это было очень интересно – приехать покорять Амстердам с нашей идеей высокой моды. Такого до нас здесь никто не делал». И безжалостно добавлял: «Когда я впервые приехал в Амстердам из Брюсселя в 1882 году, я подумал, что я в Китае: так плохо и так странно были одеты местные дамы, не имевшие никакого понятия о высокой моде».

Помощники Хирша развернули в Амстердаме «пропаганду хорошего вкуса». В скором времени клиентками модного дома Хирша в Голландии стали знаменитые дамы: принцессы Эмма и Юлиана из до сих пор правящей в Нидерландах Оранско-Нассауской династии, а также королева Вильгельмина. За это компании было присвоено звание «официального поставщика Нидерландского королевского двора». Не отставали от королевских особ и жены богатых фабрикантов, а также супруги и дочери плантаторов из Голландской Ост-Индии. Даже знаменитая на весь мир танцовщица и шпионка Мата Хари заказывала здесь свои наряды.

Магазин в Амстердаме был так популярен, что для него через 30 лет на том же месте выстроили новое здание. В проект архитектора Альберта Жако вложили колоссальные средства – здание стало достопримечательностью города и остается таковым по сей день. Назвали его Хиршгебау, что на нидерландском означает «здание Хирша».

Клиенты были поражены роскошью гранитной и мраморной отделки, дорогими сортами дерева, которые использовались для интерьеров, широкими лестницами и лифтами. На открытии Хиршгебау в 1912 году состоялся первый в Нидерландах модный показ. Запечатлеть эти волнующие моменты пригласили известного голландского художника еврейского происхождения Исаака Исраэлса. До этого он успешно работал на ведущие модные дома в Париже и Лондоне. Именно для Хирша художник выполнил свою знаменитую серию рисунков с двумя манекенщицами – сестрами-близнецами Иппи и Герти Веманн.

Тем временем Лео Хирш по-прежнему жил и работал в Брюсселе. Он активно участвовал в общественной жизни города, был членом нескольких еврейских благотворительных организаций. Плотно общался Хирш и с главным раввином Бельгии Арманом Блохом. На рубеже веков Хирш выстроил пансионат для детей-сирот в городе Мидделкерке на побережье Северного моря – его торжественно открыли 1 августа 1901 года. В том же году в Швейцарии скончалась жена Хирша Йоанна. Лео пережил ее на четыре года.

Процветающая компания досталась наследникам Хирша. Сначала делами занялся его сын Артур. Но со временем он утратил интерес к бизнесу – должность профессора права в Университете Брюсселя оказалась для него более заманчивой. Руководить фирмой он доверил своим троим сыновьям: Жан-Полю, Роберу и Люсьену.

Первая мировая война принесла и первые неприятности в виде экономической рецессии и общего нервозного настроения. Продажи у компании упали, ей было труднее удерживать свои прежние позиции. Немецкие магазины закрылись, остались магазины в Брюсселе и Амстердаме.

В голландской столице после смерти Сильвена Кана в 1929 году главой отделения Hirsch&Cie стал его второй сын Рене. Старший сын Кана Арнольд получил профессию юриста и увлекся идеями сионизма. Он основал Голландскую сионистскую студенческую организацию и был членом правления Голландского сионистского союза.

Во второй половине 30-х в Бельгии и Голландии осели многочисленные еврейские беженцы из нацистской Германии. В их числе был известный берлинский кутюрье еврейского происхождения Рихард Гётц, который стал работать на дом моды Хиршей. С ним прибыла и новая клиентура в лице обеспеченных немецких евреев, еще не знавших, что режим Гитлера распространится далеко за пределы Германии.

В 1940 году Нидерланды и Бельгия практически одновременно были оккупированы нацистами. Hirsch&Cie сразу попала под пристальное наблюдение оккупантов из-за широко представленного в ней «еврейского элемента». В 1942 году, после того как генеральный директор фирмы Жан-Поль Хирш сбежал из Брюсселя, чтобы примкнуть к французскому Сопротивлению, в Hirsch&Cie были поставлены нацистские управляющие, разграбившие компанию до нитки. В 1943 году амстердамский магазин, которым с 1941 года заведовал надзиратель-нацист, ликвидировали, а все ценное, что можно было украсть, украли и вывезли в Германию. Многие работники-евреи Hirsch&Cie были схвачены и отправлены в Освенцим и другие концлагеря.

Трагично сложилась судьба Арнольда Кана – он погиб в Бухенвальде в 1941 году. К счастью, остальные члены его семьи выжили. Рене Кан прятался от нацистов в Бельгии до 1945 года, а затем восстановил предприятие – бельгийский и амстердамский магазины открылись вновь! Впрочем, попытка перезапустить линию высокой моды с помощью модельера Макса Хейманса, еврея из Нидерландов, провалилась. После этого в магазинах Хирша стали продавать только готовое платье, но эксклюзивный имидж марки все равно сохранился.

На 1960-е годы пришелся закат модной «империи» Хиршей. Публика стала предпочитать более яркую, смелую и молодежную моду. Сдержанные фасоны нарядов Хиршей стремительно теряли популярность и актуальность. Как следствие, головное отделение в Брюсселе было вынуждено закрыться в 1962 году, не дотянув семи лет до столетия. Магазин в Амстердаме продержался чуть дольше, но в 1976 году закрылся и он.


 
Количество просмотров:
1053
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.