Весной этого года в Санкт-Петербурге в роддоме № 1 умер младенец - его мать, состоявшая в общине свидетелей Иеговы, отказалась от переливания крови во время родов.
Это уже не первый случай, когда за религиозные убеждения родителей своей жизнью расплачиваются дети.
Зомбированные родители
«Когда взрослому человеку требуется операция и, соответственно, переливание крови, а он от этого отказывается, мы, в свою очередь, отказываемся его лечить, - говорит Игорь Яковенко, доктор медицинских наук, и. о. директора Российского нейрохирургического института им. Поленова в Санкт-Петербурге. - Ситуация с детьми сложнее. В практике нашего института было несколько случаев, когда родители-иеговисты отказывались от переливания крови детям. В одном случае ребёнку требовалась плановая операция. Мать заявила, что не допускает переливания крови. Дальше за неё говорил юрист свидетелей Иеговы, переговоры с врачами вёл довольно жёстко. Мы отказались от лечения этого ребёнка.
Но, когда к нам попал мальчик из Саратовской области с опухолью мозга и нужно было оперировать срочно, а отец был категорически против переливания, ссылаясь на то, что он иеговист, мы обратились в суд. Благо, что он рядом находится, с утра мы начали готовить бумаги, а к вечеру уже было решение суда о необходимости переливания крови. А что делать? Ведь медики в данной ситуации находятся меж двух огней: согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья на действия врачей должно быть согласие пациента или его представителей. С другой стороны - есть статья в Уголовном кодексе о неоказании помощи. Сейчас мы уже выработали алгоритм, знаем, как действовать - только через суд, который, слава богу, выносит решение в пользу спасения жизни ребёнка».
В Управленческом центре свидетелей Иеговы в России, который находится под Санкт-Петербургом, на эту тему с корреспондентом «АиФ» сначала разговаривать не хотели. «Переливать или не переливать кровь - это частное дело каждого, - заявил Я.
Сивульский, один из руководителей центра. - У младенца не было шансов на спасение - это мнение врачей. Когда свидетели Иеговы отказываются от переливания крови, это не значит, что они не думают о своём здоровье. Они ищут альтернативные способы лечения». «Отец того мальчика из Саратова не являлся свидетелем Иеговы, - добавил представитель пресс-службы центра Г. Мартынов. - Несмотря на то что по решению суда мальчику перелили кровь, к сожалению, спустя несколько дней он умер».
Странно тогда, что отец ребёнка в заявлении об отказе от операции указал именно принадлежность к организации в качестве основного мотива, что зафиксировано во всех документах. Возможно, он ещё не принял крещение, но готовился к нему, и отказ от переливания крови сыну мог стать своего рода входным билетом в свидетели Иеговы? Что касается смерти в роддоме - да, действительно, по словам врачей, у ребёнка было мало шансов выжить даже после переливания крови. Но переливание нужно было делать не после родов, а на ранних стадиях беременности, о чём будущая мать знала и от чего отказалась по религиозным убеждениям. Тогда шанс спасти ребёнка был действительно реальным.
Мир Сатаны
Что же это за религия такая, что люди готовы из-за её догм расстаться с жизнью, а родители жертвуют самым дорогим - своими детьми? «Свидетели Иеговы (СИ) замаскировались так, что с наскока в них не разберёшься, - считает Алексей Швечиков, профессор, директор Межвузовского центра по религиоведению. - В мире насчитывается 15 млн. свидетелей Иеговы, в России - порядка 200 000. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, например, в Санкт-Петербурге была зарегистрирована небольшая группа СИ. К 2000 году их насчитывалось уже 15 000 человек. Свидетели ведут очень активную миссионерскую работу, но, как показывают факты, она основана на обмане, который скрывается за маской заботы, внимания, внешней демократии. У СИ свой перевод Библии. В нём они сделали свои, выгодные им акценты, то есть фактически совершили подлог. Они везде подчёркивают, что существующий мир - сатанинский, и он должен быть разрушен. Они называют себя христианской конфессией, но Святой Троицы не признают.
Христос - не Бог, а только человек. Какое же это христианство? Кроме того, Христос говорил о бессмертии души, а они говорят о бессмертии тела. Для СИ по значимости своя организация становится важнее государства и семьи. Устанавливается жёсткая дисциплина. У них есть правовой комитет, контролирующий поведение членов организации. Страшное наказание - когда с членом общины перестают разговаривать из-за какого-то проступка. Согласие на переливание крови - однозначная причина отлучения от общины. Кого-то это доводит до нервного срыва, кого-то даже до самоубийства. Вновь пришедшего члена обрабатывают в течение полугода и превращают его в активного, послушного прихожанина. Он начинает верить, что только здесь спасение от враждебного окружающего мира. Через полгода его можно считать потерянным для общества. Кроме того, своей политикой свидетели Иеговы изолируют членов общины от других людей, им не рекомендуется общаться с «неверными», смотреть телевизор, читать газеты. СИ - деструктивная организация. Кроме того, в 37 государствах мира она запрещена как тоталитарная секта. Основной доход СИ - от добровольных пожертвований. Но если член организации ничего не жертвует, его пригласят на разговор. Когда начинается конгресс, с каждого собирают дополнительные средства, а конгрессы проводят довольно часто. Так что, кроме всего прочего, для общины СИ это неплохой бизнес».
Деятельность свидетелей Иеговы в России официально не запрещена. Хотя, например, прокуратура Северного округа Москвы несколько лет назад в ходе проверки деятельности общины пришла к выводу, что она разжигает религиозную рознь, разрушает семью и склоняет тяжелобольных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам, и ликвидировала её как юридическое лицо. Это вызвало бурный протест со стороны адептов СИ, которые говорили о нарушении права человека на свободу вероисповедания. Да, действительно, человек имеет право на эту свободу, но, если его затягивают в религию обманом и контролируют психику до такой степени, что даже жизнь ребёнка становится менее ценной, чем религия, о какой свободе может идти речь?