Некоторое время назад знаменитый актёр совершил поступок, которого от него никто не ожидал, - ушёл из Театра им. Маяковского, в котором прослужил больше 20 лет.
Но, к счастью, работы у него меньше не стало. Поэтому, как только у актёра выдалась небольшая пауза и он смог выбраться на кинофестиваль «Кинотавр», «АиФ» пригласил Эммануила Гедеоновича и его супругу Ирину на морскую прогулку. А заодно выспросил у них секреты счастливой семейной жизни. К тому же «Кинотавр» для Виторгана - место судьбоносное. Именно здесь в начале 90-х он встретился с Ириной.
- Эммануил Гедеонович, приезжая на море, вспоминаете своё одесское детство?
Эммануил Виторган: В общих чертах. Тепло. Солнце. Пляж. Кукуруза варёная. Солёная рыба. Помню, что в глубоком детстве мы лакомились даже вяленым мясом дельфинов. У меня же и папа, и мама - одесситы. У папы было 10 сестёр и братьев, у мамы - 11. Поэтому когда я на каникулы приезжал в Одессу, то за два месяца не успевал всех их обойти. У меня был совершенно уникальный дедушка. Он ушёл из жизни в 99 лет и был типичным одесситом. Как-то я, уже будучи студентом, приехал к ним на каникулы. Идём мы с ним по улице Ленина (которая сегодня вновь стала Ришельевской), я чиркнул спичкой, чтобы прикурить сигарету, и вдруг слышу дедушкин крик: «Люди! Посмотрите на этого идиёта!» Вокруг нас мгновенно собралась толпа. Я, красный как рак, умоляю, чтобы дед перестал кричать. А он - ещё громче: «Вы посмотрите, как он прикуривает! Он же спичкой на себя чиркает. Сера в глаз может попасть, идиёт!» В общем, все одесские воспоминания - светлые, тёплые, вызывающие улыбку. Как и сам город.
Детям лгать нельзя!
- Когда встречаются два юных человека, то отношения вспыхивают как спичка - гормоны в крови бурлят. А как всё начиналось у вас? Ведь за плечами у каждого уже был определённый жизненный опыт.
Э. В. - В моей жизни было три жены. Первая супруга - актриса Тамара Румянцева - очень хорошая женщина, прекрасная мать. У нас с Тамарой родилась дочка Ксюша. И за то, что произошло с первой моей семьёй, я буду, наверное, всю мою жизнь ощущать вину, потому что они не заслуживали той обиды, которую я им причинил. Мы жили счастливо, но в какой-то период меня из одного театра пригласили в другой. И там я встретил совсем молодую женщину - Аллу Балтер. Мы начали общаться, и через какое-то время я понял, что в присутствии этой женщины просто не могу дышать. Я по-настоящему задыхался! Тогда, наверное, я впервые понял, что такое любовь. Хотя моя первая женитьба тоже была построена на очень хороших, светлых чувствах. Никаких обязательств, которые иногда возникают в жизни перед мужчиной, вынуждая его жениться, у нас не было.
В какой-то момент я почувствовал, что больше не могу так существовать и должен уйти из семьи. Я нанёс страшный удар жене и дочери. Но до сих пор считаю: нельзя скрывать, что твои чувства, твоё отношение к близким изменились. Особенно при ребёнке. Ребёнок всё чувствует, понимает.
К счастью, нам с Тамарой хватило такта расстаться по-доброму. Мы поженились с Аллочкой, прожили с ней 30 лет. 30 лет счастливой, бесконфликтной жизни, сын, рождённый в любви… И вдруг всё начало рушиться. Тот период в моей жизни был ужасный. Три года мы бились за здоровье Аллочки. Бились до последнего. Ведь у меня до этого тоже была онкология - рак лёгкого. И меня вытащили. Аллочка принимала в этом самое активное участие, изучила все медицинские книги. У меня порой возникало впечатление, что о моей болезни она знала больше, чем врачи. А ей самой мы помочь не смогли. Сделали всё, что было возможно в этой ситуации, но всё равно меня не оставляет чувство вины за то, что болезнь всё-таки победила.
Началась жизнь после - после её смерти. Очень нервный был период. Люди ведь разные - кто-то порядочный, кто-то не очень… На меня вдруг обрушилась масса звонков - женские голоса предлагали порой такое, что даже повторять не хочется. В какой-то момент я просто выдернул телефон из розетки… А с Иришкой мы были знакомы давно, и она практически вытащила меня обратно в жизнь в тот период, когда мне жить уже не хотелось. И это огромнейшее счастье - что на свете есть люди, которые могут помочь в самые тяжёлые, самые трудные минуты.
- Сегодня развод стал в порядке вещей. Пожили, разошлись… Вы, люди любящие и мудрые, смогли найти свой рецепт, как избежать такой трагедии - расставания?
И. В. - Терпение и уважение - мне кажется, именно эти два качества должны лежать в основе семьи.
- А вы быстро научились сдерживать эмоции?
И. В. - Не сразу! И обижалась, и плакала иногда. Но сейчас уже научилась не обижаться.
Беречь руки любимой
- Семья - это не только праздник, но и быт. Кто посуду моет, мусор выносит, за хлебом ходит?
Э. В. - Ох, я сейчас мужикам наговорю! Мужики, значит, так! Надо очень стараться беречь руки своей женщины, которые тебя обнимают, ласкают. Поэтому, когда возникает необходимость вымыть посуду или что-то простирнуть, делайте это! Я понимаю, что и наши руки не должны быть очень грубыми, потому что тело женское - нежное (смеётся).
А Иришке я тогда, несколько лет назад, сказал: «Похудеешь - женюсь!» Она похудела. Я женился. А она поправилась!
И. В. - Обманула! Обманула! (Смеётся.) А если серьёзно… Да, Эммочка дома действительно часто моет посуду, а ещё он отвечает за цветы. У нас их столько, что они стоят не только дома, но и на лестничной клетке.
- Где цветы, там и поклонницы, которые их дарят.
И. В. - У нас был один неприятный эпизод, который растянулся на несколько лет. Одна журналистка могла позвонить в любое время суток, когда мы снимали на лето дачу, узнавала телефон дачи и звонила туда… Но Эммануил Гедеонович ведёт себя очень достойно. Я в своей жизни не видела, чтобы мужчина так делал вид (наверное, он делает вид, ведь он всё-таки мужчина!), что его не интересуют другие женщины. Он не даёт повода для ревности абсолютно.
Э. В. - Прикидываюсь, конечно!
И. В. - Значит, хорошо прикидываешься!
Досье
Эммануил Виторган родился в 1939 г. в Баку. Окончил в 1961 г. ЛГИТМиК, принят в труппу Псковского театра им. Пушкина. Служил в Ленинградском театре драмы и комедии, после чего перешёл в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. В 1971 г. вместе с женой Аллой Балтер переехал в Москву, служил в разных театрах, с 1984 г. - в Театре им. Маяковского. После смерти Балтер женился (в 2003 г.) на Ирине Млодик, бизнесвумен, руководителе театрального агентства. Двое детей: дочь Ксения и сын Максим и четверо внуков.