Александра РОМАНОВА, Олег ДАШЕВСКИЙ
Феноменально удачными выдались для молодого молдавского эстрадного певца Паши Парфения последние десять месяцев.
Что-то случилось
Сперва он выиграл сентябрьский конкурс Кости Московича «Песни мира», получив автоматом путёвку на очередной «Славянский базар». Уже в этом году по-быстрому съездил в Румынию на международный конкурс, где заработал в качестве Гран-при дорогую иномарку. А в июле заставил поволноваться своих молдавских поклонников, отправившись в Витебск, где среди 17-ти соперников показал себя лучшим, то есть взял первую премию, уступив Гран-при только россиянину Диме Даниленко
Все, кто хорошо знает Пашины вокальные возможности, немного недоумевали, когда в первый день «Славянского базара» не услышали от него ожидаемого шика и блеска.
Хотя все карты, вроде бы, у Парфения были в руках: голоса у трёх девчонок и тринадцати парней – хорошие, а песни – скучные и нудные, зато у Паши и голос редкий, и дивно красивая песня композитора Ливиу Штирбу «Daca ai fi» – вне конкуренции по фантастической силе воздействия.
Но что-то случилось, и в первом туре голос нашего посланца в полную силу не прозвучал, Последнюю строчку песни просто «смазал». Почему – об этом мы спросили у самого Ливиу, который все дни фестиваля был рядом со своим воспитанником. Заодно предложили поделиться впечатлениями о витебском конкурсе.
Подножка погоды
По словам композитора, его самого поразило «нашествие» парней на «Славянский базар». Мальчуковый год. Ребята пели в основном в современной манере, называемой мелизматикой (словно по ступенькам съезжают). Это вокальное украшение и умение его музыкально применить при желании может прикрыть накладки с голосом.
Как раз такое и случилось с Пашей. Буквально накануне звучал великолепно, был в отличной форме и пел на терцию выше. Но вмешалась погода, перепад давления. Человек – такое же цикличное существо, как и вся вселенная. Физиология отреагировала. Хорошо что заранее был отработан подстраховочный приём мелизматики, и в этом плане Паша показал себя чемпионом. Сказался и его бойцовский характер. Поэтому результат оказался третьим.
После выступления был, конечно, у Ливиу с Пашей разбор полётов. На второй день он пел «Свечу» на стихи Пастернака уже спокойненько, без экстремальной акробатики, бережно подойдя к музыкальному материалу. По признанию Ливиу, он прошёл к пульту, впился в него глазами и даже дышать боялся, чтобы не помешать Пашке.
И вот поднимает глаза и видит длинный ряд десяток. Ур-ра-а! После слышал отзывы, что все конкурсанты изображали пение, а Паша – пел! Артист на сцене должен гореть. А в Парфении горит этот пионерский костёр.
Зал гудел, был сложный, неидеальный в смысле акустики. Но Молдова о себе всё-таки заявила!
Местные СМИ Пашу отлавливали, а наше молдавское ТВ особого интереса не проявило. Какой-нибудь дед на пять рядов больше кукурузы спрашевал – это новость! А победа на таком конкурсе внимания не заслуживает?
Всех сразил
В любом случае мы, как и Ливиу, очень рады, что Паша хорошо сработал на позитивный имидж страны.
Самое любопытное, что после награждения он просто всех сразил безупречным исполнением песни «Daca ai fi», причём уже не на молдавском, а на русском языке. Стихи написала ещё в Юрмале рижанка Лена Сигова, прибежавшая с ними босиком под дождём… Вслушайтесь, это полный эксклюзив:
Мы давно не мы, вольны мы и довольны,
Были мы друг другом больны, а теперь не больно.
Помню, мы в кого-то были влюблены, а в кого – не помним.
Там, где исчезают птицы, захлебнувшись облаками,
Там, где дождь родился, чтобы лить над нами,
Там, где Бог рисует лица с нашими глазами,
Там – не с нами.
Где мы, где мы, небо плачет не над нами,
Где мы, нас ищут птицы в облаках.
Как же так, что же это с нами?
Где ж мы, как же так, как же так?
Браво культурному центру «Элат» и его руководителю Леониду Яковлевичу Волнянскому, чьим стипедиатом является наш витебский триумфатор. Паша – большой молодец! Он умный, послушный, понятливый и очень музыкальный парень. Мы задали и ему несколько вопросов.
Тоска по Гран-при
– Паша, на сколько процентов ты был уверен в своей победе в Витебске?
– Смотря как относиться к первому месту – как победе или же нет. Абсолютная победа – это, конечно же, всё же Гран-при. Сложно говорить про проценты. Сначала было ощущение – 1 из 17 шансов, потом, судя по тому, что я слышал от конкурсантов и оттачивал более точно свою музыкальную задачу – проценты всё увеличивались.
– Кто и как тебя поддерживал?
– Ливиу Штирбу, который всё время находился рядом. Он был сопровождающим лицом и моим наставником. А также поддерживали многие конкурсанты, с которыми с самого начала у меня стали складываться хорошие, дружеские взаимоотношения.
– Какая была атмосфера на конкурсе – братства или подсиживания?
– Однозначно братства. Я с конкурсантами из очень многих стран нашёл общий язык.
– Кто тебе самому понравился и с кем успел подружиться?
– Больше всего – Украина и Литва. Я их представителей отношу к очень харизматичным людям, не с точки зрения каких-то особых вокальных данных, а как выбивающихся из общего ряда и достаточно интеллигентных ребят.
– Чем ты можешь объяснить такую цепь своих побед – какой-то закономерностью или просто слепой удачей?
– Удачи в конкурсах не бывает в принципе. Это не лотерея, а в любом случает труд, огромные затрачиваемые усилия.
– Кто первый поздравил тебя с триумфом?
– Здесь меня первым поздравила моя девушка. А там меня поздравляли конкурсанты, организаторы – в дружественной атмосфере.
– Что планируешь в ближайшие месяц-два?
– В ближайший месяц обязательно хочу отдохнуть, потому что концертная программа оказалась очень насыщенной, и было не до отдыха. В начале сентября предстоит наш фестиваль «Golden wings» (Золотые крылья) и румынский «Cerbul de aur» (Золотой олень). Второй – очень серьёзный.