Слова о том, что идеи витают в воздухе, зачастую бывают правдой: не один раз в истории случалось так, что сразу двое, а то и несколько учёных делали одинаковые открытия
Так произошло с законом сохранения вещества, который вывел Михаил Ломоносов. В научную литературу этот закон вышел под именем Лавуазье, сформулировавшего закон независимо от русского учёного, но опубликовавшего формулировку в авторитетном европейском журнале.
Мы представляем вам список изобретений, которые, как считается, были украдены у русских исследователей.
Одна из самых знаменитых историй связана с изобретением радио Александром Поповым, который впервые продемонстрировал эффект радиопередачи в 1895 году, но, как это часто у нас бывает, не озаботился получением патента. Зато в 1897 году на «беспроводное телеграфирование» получил патент итальянец Гульельмо Маркони, а в 1909 году - Нобелевскую премию за это изобретение.
«Лампочка Эдисона» до американского изобретателя была придумана и реализована нашими исследователями Лодыгиным и Яблочковым. Интересен тот факт, что оба ученых получили патенты на свои изобретения, однако нисколько не продвигали свое открытие. Отмечается, что до широкого практического применения лампочку довел действительно Эдисон.
В 1944 году Евгений Завойский в Казани открыл электронный парамагнитный резонанс - эффект, который широко используется для изучения различных химических и биологических объектов. А Нобелевскую премию за близкое с физической точки зрения явление ядерного магнитного резонанса вручили западным ученым.
Авторство Периодической системы элементов тоже является одним из самых спорных в учёном мире. Так, во многих немецких учебниках Дмитрий Менделеев назван всего лишь как продолжатель Майера, который на самом деле оперировал только с «правилом октетов», согласно которому свойства каждого восьмого элемента похожи на свойства первого. Отмечается, что правило это оказалось справедливым только для начала периодической таблицы, Менделеев же открыл фундаментальный закон, позволивший ему предсказать свойства еще неизвестных элементов и смело изменить атомные массы у многих уже открытых. Недаром американские ученые назвали синтезированный ими 101-й элемент менделевием.
Эмигрант Владимир Ипатьев разработал в США сверхэффективные катализаторы для получения высокооктанового бензина. Есть мнение, что именно Ипатьев выиграл «битву за Англию» во Второй мировой войне, поскольку на таком бензине американские и английские истребители летали значительно быстрее немецких, причем без изменения конструкции двигателя.
Российский изобретатель Владимир Локсеев в наши дни смастерил инвалидную коляску, на которой можно спускаться и подниматься по лестничным маршам. Продвинуть массовое производство столь необходимой для людей с ограниченными физическими возможностями коляски в России не удалось. В поисках «правды» изобретатель отправился во Францию. Его приветливо встретили в Университете Леонардо да Винчи, а дальше было следующее:
- Я думал, это серьезная организация - Университет Леонардо да Винчи, второй после Сорбонны университет во Франции. Я думал, это серьезные люди, они просто жулики. Они меня пригласили. А потом, по возвращении, мне сказали, что по «Евровидению» показали свою, то есть мою, инвалидную коляску. Так что скоро наши инвалиды будут покупать наши коляски у французов, - рассказывал переживший инфаркт изобретатель.
Другой скандал разгорелся на рынке компьютеров: русский электронщик Виктор Дорохин утверждал, что его изобретение (устройство, без которого не может работать ни один компьютер) украли западные производители. Его слова подтверждает Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Минюсте. Юристы ФАПРИДа уже предъявили иски к самым крупным компьютерным фирмам с требованием прекратить нарушение авторских прав.
Не менее известной историей стала кража проекта по спасению Пизанской башни у барнаульского инженера.
По словам инженера Евгения Страздина, итальянские архитекторы воспользовались его студенческими набросками, поданными на участие в конкурсе на лучший проект по спасению архитектурного памятника.
По словам Страздина, его предложение состояло в том, чтобы укрепить фундамент Пизанской башни с помощью железобетонного кольца и досыпания под него грунта. Именно этот способ впоследствии был признан лучшим решением проблемы спасения одной из самых известных достопримечательностей Италии.