До 85 процентов арабов, живущих в Израиле, имеют еврейских предков. Некоторые из них хотят стать "полноценными" евреями, но большинство боятся даже говорить об этом.
"В поисках утраченных десяти колен, мы отправляемся в Индию и Афганистан, но, кажется, забываем посмотреть на их потомков в нашем собственном дворе". Так говорится в новом документальном фильме, рассказывающем об усилиях бывшего пионера хай-тека Цви Мисиная, ищущего еврейские корни у главных врагов Израиля - арабов, и рассказывающего тем об их иудаистском наследии.
На свои изыскания Мисинай потратил уже около полутора миллионов шекелей. Они проводились в том числе и в довольно опасных местах, в самой глубинке территорий, находящихся под контролем Палестинской администрации. Но даже там он слышал рассказы арабов, которые помнят, как их деды и бабки соблюдали еврейские обычаи. Кроме того, Мисинай занимается распространением литературы, как для евреев, так и для арабов.
Один из палестинцев признался Мисинаю, что на смертном одре отец поведал ему семейную тайну – о том, что они, на самом деле, евреи. А другой, указав на фотографию святого мудреца-каббалиста, раввина Абухацейра, висящую на стене, говорит, что о еврейских корнях его семья знает в течение нескольких поколений. Развернув то, что некогда, очевидно, было кошерным тфилином, он рассказал: "Мой отец пользовался им, и нас научил надевать его, когда кто-то болен или находится в беде".
Принято считать, что большинство евреев покинули Эрец-Исраэль после неудачного восстания Бар-Кохбы в 135 году. Однако многие остались, и из потомки все еще здесь, хотя и были вынуждены принять ислам.
"Получается, что значительная часть арабов из Эрец-Исраэль, действительно, потомки тех, кто подвергался принудительному переходу в ислам в течение многих лет", - отмечает раввин Дов Штайн из нового раввинского совета - Синедриона. - Есть ряд исследований, которые говорят о том, что 85 процентов арабов в Израиле, являются потомками евреев, другие говорят, что таких меньшинство".
Подобные утверждения отнюдь не новы. 100 лет назад лидеры сионистского движения Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви написали: "Если мы исследуем происхождение феллахов (арабских земледельцев), то нет никаких сомнений, что обнаружим: у большинства из них в жилах течет еврейская кровь". Авторы подразумевали, что эти евреи настолько любили землю, что ради нее готовы были отказаться от своей религии. По всей вероятности, речь идет об указе халифа аль-Хакима, изданном в 1012 году. Халиф приказал немусульманам либо принять ислам, либо покинуть землю Израиля. Предполагается, что 90 процентов евреев выбрали первое, хотя многие продолжали тайно практиковать иудаизм. Постановление было отменено спустя 32 года - видимо, слишком поздно, около 75 процентов действительно обратились в другую веру.
Одно из мест, где Мисинай нашел очень сильные еврейские корни, было бедуинское племя, известное как Сауарка. На всей территории Синая и Негева их насчитывается около 3-4 тысяч человек. И они "все евреи", говорит племенной лидер на великолепном иврите. Они прикрыл свое лицо, не желая показываться перед видеокамерами. "У них не было иного выбора, кроме как сменить веру; это было столетия назад ... Я помню, моя мать и бабушка не зажигали огня по субботам и имели особую микву (ритуальная ванна еврейских женщин для омовений) ..."
Другие, живущие в бедуинской деревни к востоку от Хеврона, также помнят, как их дедушки и бабушки обязательно сжигали небольшой кусок теста (это напоминает библейскую традицию отделят кусочек теста при выпечке хлеба), ставили свечи на могилах, разрывали одежду и устраивали семидневную "шиву" (сидения) по покойникам. В мусульманской практике подобных обычаев нет.
Даже сегодня ритуал обрезания осуществляется у них после семи дней от момента рождения, на восьмой. Многие дома в некоторых арабских деревнях до сих пор имеют на косяках дверей выемки для мезузы, в некоторых их них даже остались шурупы или гвоздики, которыми она крепилась.
В другой деревне к югу от Хеврона Мухаммед Амсалем - потомок испанских евреев, - рассказал Аарону Граноту из журнала "Мишпаха" ("Семья"), что каждый в их городе знает, что он и его клан – евреи. "Наши старейшины говорят, что наши предки пришли на эту землю через Марокко в XV веке, спасаясь от испанской инквизиции. Они поселились в Рамле. Тогда же турки-мамлюки, господствовавшие в Эрец-Исраэль в те времена, заставляли их принимать ислам, и они перебрались на юг Хеврона".
Амсалем говорит, что решили раскрыть свои еврейские корни после Шестидневной войны 1967 года, когда они узнали, что в Хевроне возрождают еврейскую общину. "Но евреи увидели, что мы ничего не знаем об их религиозной практике, и отказались нас принять ... Если еврейское сообщество будет готово принять нас сегодня, мы присоединимся к нему с полным энтузиазмом".
В районе южного хевронского нагорья половина арабов знают о своем еврейском происхождении. Они говорят об этом открыто, но не более того. Один человек, который недавно решился показать серебряную ханукальную менору, доставшуюся ему в наследство от отца и предыдущих поколений, был подвешен террористами за ноги. С тех пор он стал калекой.
Профессор Ариела Оппенгейм, работающая в медицинской лаборатории "Адаса" при Еврейском университете, провела международное генетическое исследование, которое подкрепляет выводы о еврейско-арабском генетическом сходстве.
"Мы обнаружили, что, несмотря на то, что евреи на протяжении 2.000 лет были рассеяны по всему миру, они сохранили главные отличительные признаки своего еврейства", - рассказал Оппенгейм. - Кроме того, было установлено, что еврейское население генетически удивительно близко арабам, живущим здесь, в Израиле".
Она отмечает, что исследование еще раз показывает: арабы Израиля и евреи являются потомками курдов из Арама в Вавилоне, родины патриарха Авраама.
"Понятно, что мы все из одной семьи", - заключает Оппенгейм. – К большому сожалению, даже внутри семьи бывают конфликты, а иногда и братоубийства. Я очень хочу, чтобы пришло Искупление, но с грустью думаю, что это вряд ли произойдет".