Лана Флор
Сегодня, когда во всём цивилизованном мире открываются границы, нас неизбежно ждут новые формы взаимодействия культур. Насколько наша страна готова к этому? Какие возможности открываются для Молдовы благодаря интеграции в Европу? Культурная ситуация в стране заставляет задавать эти вопросы, а значит нужно быть максимально готовыми к грядущим переменам. В этом процессе неизбежно участвует отечественная музыка, литература, а также кино, являющееся одним из главных действующих двигательных механизмов на пути развития культуры. С этими вопросами мы обратились к кинорежиссёру и сценаристу, лауреату многих международных и всесоюзных кинофестивалей – Валериу Жереги.
Как Вы считаете, что необходимо нашей стране для успешной интеграции в Европу?
Если Министерству культуры не удается интегрировать свою страну в Европу, посредством продвижения своих талантов - своего национального достояния, если не оставили видимый след в этом начинании наши миссии и дипломаты, если против этого трудятся отдельные самозванцы от культуры – мы, кинематографисты, художники, композиторы, певцы и музыканты, обязаны сами создавать, оберегать и продвигать нашу культуру.
Тогда на какие средства сегодня существует наша культура?
Вопреки всеобщему мнению шанс быть услышанным за пределами страны может дать тебе не только местный спонсор, но и твой зарубежный коллега. Он ценит твоё искусство уже только потому, что оно искусство и по интеллигентности своей готов поддержать тебя. На западе люди творческие бескорыстны по отношения друг к другу и всегда готовы помочь, а не топить, как у нас. В Молдове это, к сожалению, обязательный фактор бытия. Особенно обидно, когда неучи, неудачники и бездарности живут этим, козыряя своим конституционным правом: "Pe Jereghi ăsta chiar dacă l-aş fi făcut dobitoc..., ar fi fost şi este dreptul meu să-mi exprim părerea faţă de un om. Când am să văd lucrări de-ale sale la care voi zice "jos pălăria", atunci îi voi zice altfel. Până atunci am tot dreptul să nu-mi placă mutra lui …"- выражается в блогах один из современных молдавских "интеллектуалов". Он "имеет право"…
В Италии, к примеру, в ответ на любое новое творчество в блогах тут же напишут: "Complimente!"В Молдове трудно жить творческому человеку, который постоянно делает свое дело: с одной стороны – власти, набравшие в свое окружение опасных для культуры людей и которым не до тебя, с другой стороны – наш собственный потребитель культуры с особым своим колоритом, во всем самодовольный "спец" с конституционным правом быть ничтожеством.
|
|
Как нам сегодня не хватает ума, таланта и любви к своей стране для создания хотя бы предпосылок для возникновения хоть какой-то интеллектуальной, культурной и теоретической базы для поддержания своего национального достояния, для спасения своей культуры от случайных, пристроившихся к начальникам людей! Я говорю о тех, кто не слышит художника потому, что не может понять его; это те, кто за спектакли-однодневки вручают звания "Artist al poporului", "Maestru in arte", тем самым, девальвируя эти награды; это те, кто безнаказанно тратит государственные деньги на создание бездарных фильмов, и прячет их от зрителей… Посредством новых культурных связей с другими западными странами, Молдове будут предоставлены приоритеты. Нам дадут фолы. Это надо знать обязательно.
Может всё дело в культурном развитии нашей страны?
Дело не в том, что мы - ниже по шкале "культура", чем какая-нибудь другая европейская нация, а в том, что мы сами за последние годы не сумели по-хозяйски распорядиться своей культурой, нашей вековой "национальной казной". Мы сами растрачиваем её, обрекаем на самовыживание. Очень важно, как мы ответим на это благодушие европейских стран, какой монетой оплатим признание. Не жлобством, же…
Вы недавно вернулись из Италии. Расскажите о своих впечатлениях…
"Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов", - сказал Леонардо да Винчи.
Я смотрю на карту его страны и, прочитав эти слова, теперь уже вижу его глазами: Италия – это изящная палитра в руках художника. Вот она, его миссия. Этот бесценный Божий дар, к сожалению, дан не всем - только тем, кто умеет видеть мир, не каким он есть на самом деле, а каким он должен быть. И потому Италия — страна, давшая миру гениев литературы, искусства и науки. Это страна старейших в мире ученых и мыслителей, колыбель Возрождения. Здесь творили Данте и Боккаччо, Петрарка и Макиавелли, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Караваджо, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Весь мир восхищается творениями Россини, Верди, Пуччини, Вивальди, мастерством Паганини. И сколько чести принес стране национальный кинематограф благодаря творчеству Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис, Федерико Феллини и Микеланджело Антониони…
|
|
В Италии, в трудное послевоенное время, через художника возникло уникальное явление для мирового кинематографического искусства – итальянский неореализм. И об этой кинематографической стране заговорил весь мир. Италии нужно было подняться на ноги и кинематографисты сказали: "Будем стремиться, с максимально возможной достоверностью, отражать факты и события обычной жизни. Съемку будем вести не в студии, а на природе. Кинокамера должна свободно передвигаться с места на место, фиксируя в каждом эпизоде мельчайшие детали. В основе фильма должны лежать реально произошедшее событие. Упор нужно делать не на отвлеченные идеи, а на чувства персонажей. В съёмках могут принимать участие непрофессионалы. В этих кинолентах будет отсутствовать назидательный элемент; проблемы "маленьких людей" должны быть показаны с состраданием и гуманизмом. Для всего мира это будет итальянский неореализм".
Таким и пришёл в Италию молдавский фильм "Arrivederci".
Ваш фильм "Arrivederci" был приглашен в Европарламент, его показывали во Франции, Португалии, Италии… Какой из этих просмотров Вас впечатлил больше всего?
Однажды, на дорогом для меня просмотре, организованном моими коллегами - итальянскими кинематографистами, голливудская звезда Франко Неро сказал: "Приехал режиссер из маленькой далекой страны Молдова, чтобы показать нам фильм, снятый в духе золотой эпохи итальянского кино – итальянского неореализма. Мы, к сожалению, так уже не умеем снимать... Этот фильм должен увидеть весь мир!". Это определение кинематографиста с мировым именем сделало честь моей стране. Итальянская пресса открыла для себя Молдову как кинематографическую страну. После фильма, на обсуждении и более близком знакомстве друг с другом, мы говорили о слагаемых современной итальянской культуры. Оказывается, в ней огромное количество талантливых, образованных, не очень знающих собственную конституцию, миролюбивых иностранцев, которые сегодня являются частью итальянской культуры.
|
|
Кинорежиссер Карло Фуско рассказал о красивейшем месте рядом с Римом - Roma-Vеlletri. Там находится имение известной во всем мире современной итальянской художницы - Марисы Томассини, принесшей славу Италии в Америке. Её имение расположено среди живописной природы: дом и мастерская, где Мариса живет и творит. Там есть и гостевой дом для людей искусства. Она всегда счастлива помочь талантливому человеку, из какой бы страны он ни был, предоставить ему возможность творить. Ей комфортно, уютно, потому, что она считает: "В этом райском уголке есть место для всех, кто отдает свою душу, оставляя потомкам произведения, которые сделают мир лучше, чем он есть сегодня". В свои шестьдесят Мариса Томассини молода душой и безустанно пишет современные женские портреты. Этот творческий оазис, буквально всё: дом, интерьер, ландшафтный дизайн, римские колонны - создал для нее…молдавский художник!. "Кто?" - с восторгом спросил я. "Серджиу Чуботару", - с уважением к имени, как представляют ближайшего друга, ответил продюсер Франческо Галиарди. Я увидел, с каким достоинством итальянский продюсер сказал: "Его мастерская на Appii! Можем поехать к нему прямо сейчас!"…
|
|
Расскажите о своём путешествии в Roma-Velletri…
Мы вместе с Серджиу приехали в Roma-Velletri на следующее утро. У самых ворот нас радушно встретила Мариса Томассини и, по-матерински обняв Серджиу, тут же заботливо спросила: "Как Инна? (прим. - жена Серджиу) Почему она не приехала, я приготовила для нее подарок …".
Я стал снимать все, что открылось нашим взглядам. У меня было чувство, что если я не сниму все это прямо сейчас, потом сам себе не поверю, что действительно все это видел своими глазами. Вдруг, на одной древнеримской колонне (воссозданной руками Серджиу) я у видел надпись: "In Dumnezeu ne incredem". Итальянские кинематографисты прочитали эту фразу без акцета – видно, знали ее уже наизусть, и привычно пошли в гостиный зал, где уже накрывали на стол.
|
|
Я смотрел на Серджиу, которому радовалась огромная собака, лизала ему руки, и увидел, как образ простого парня из молдавского села органично вписывается в этот изысканный итальянский пейзаж – он его частица, он и часть его души. Позже,когда мы уединились с Марисой на террасе, я понял, с каким уважением она относится к Серджиу: "Все это он сделал сам. Все своими руками! Я полностью доверилась ему, и теперь этот дом - моя жизнь!", - сказала Мариса.Каким даром нужно обладать, чтобы все, что сделано твоими руками, тобой – молдаванином, в другой стране с великой культурой, было бы принято всей душой известным всему миру художником!
|
|
|
Серджиу Чуботару(фото В.Жереги) |
Что было самым запоминающимся в разговоре с Марисой Томассини?
"В живописи, - сказала она, - моя творческая жизнь делится на две половинки – прожитые годы, и годы из прошлого, которые я еще не прожила…" Я подумал, что это великое счастье, когда художники разных национальностей так легко и миролюбиво поддерживают и дополняют друг друга. Я осторожно спросил: "Мариса, можно я увезу Серджиу в Молдову? У меня большой международный кинопроект "Amore in guera – Любовь и война"… Мариса загрустила, ее глаза заблестели, и она тихо ответила в пол: "Художник это не чья-то собственность. Он принадлежит всему миру…".