22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Виктор Катан: В должности министра мне понадобятся и качества учителя
02.11.2009

Дина Круду

Новый министр внутренних дел, Виктор Катан возглавил министерство, чтобы навести порядок, обеспечить соблюдение закона сотрудниками полиции, мобилизовать все силы и средства полиции на соблюдение и защиту прав граждан.

О криминогенной ситуации в стране, а также о достижениях и ошибках бывшего министра читайте в ниже приведенном интервью.

Господин министр, для Вас эта должность не новая. Почему Вы согласились вернуться?

Я согласился, так как был нужен человек, который знает работу, компетентен и который желает навести порядок. Всю жизнь я проработал в структурах МВД и был разочарован тем, что происходило здесь. Я пришел сделать порядок, обеспечить соблюдение  законов сотрудниками полиции, мобилизовать все силы и средства полиции на  соблюдение прав и свобод граждан, на защиту законных интересов людей, общества и государства.

 Какое наследство  Вам досталось от бывшего руководства МВД?

 Наследство не очень приятное. Ситуация в которой я принял министерство очень тяжелая. Главная причина в том, что как в обществе, так и во всем мире МВД признано учреждением которое 7 апреля 2009 года участвовало в избиениях и других актах насилия против населения. Больше всего пострадал авторитет полиции из-за неспособности организовать действия по обеспечению   общественного порядка  таким образом, чтобы предотвратить в первую очередь акты насилия, обеспечить условия для мирной манифестации молодежи 7 апреля; из-за неспособности блокировать доступ агрессивно настроенных людей в здание Президентуры и Парламента, из-за неспособности изолировать от толпы людей подвергшихся насилию. Самая тяжелая ситуация связана с событиями после 7 апреля, тогда когда начались репрессии по отношению к участникам манифестации. Не были  документированы и установлены лица подвергшиеся насилию.  

Недавно я получил рапорт написанный фондом Сороса. Это, как я думаю,  единственная организация, которая освещала  все апрельские события: хронологию, злоупотребления со стороны полиции, неадекватные действия правительства и др.  Все это подчеркивает необходимость возврата к анализу действий, которые привели к тем событиям,  имея за основу доклады  международных организаций. Таким образом, необходимо предпринять все меры, чтобы подобные факты не повторялись. В деятельности полиции по общественному порядку, по борьбе с преступностью необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить злоупотреблений и бесчеловечного обращения с людьми...

Какова криминальная ситуация в стране?

 В этой части ситуация стабильная.  В общем, преступность  сократилась на 7,1 %,  включая  в 25 административно территориальных единицах от 0,4 % до 44 %. Это означает, что в некоторых районах преступность сократилась более чем на 40 %. Было зарегистрировано 14760 преступлений, из которых 12774 были переданы в прокуратуру для возбуждения уголовных дел (86,5% из общего числа преступлений). В судебные инстанции передано 7745 дел, что составляет 52,5 % из общего числа расследованных случаев. В тоже время, в 17 районах Республики зарегистрирован рост уровня преступности. Уменьшились крайне тяжелые  преступления на 16,1 %, особо тяжкие на 55 % , тяжкие преступления на 8, 45 % и менее тяжкие на 8,5 %. В текущем году не было совершено бандитских нападений. В прошлом году было зарегистрировано 3 преступления подобного рода. Уменьшилось количество хулиганских действий, насилия, грабежей, краж, случаев шантажа. В тоже время был зарегистрирован рост числа убийств на 5, 4 %, мошенничества на 22, 2 %, повреждения транспортных средств  51,9 % и др.

Такой рост был провоцирован амнистией проведенной в 2008 году, когда были освобождены множество осужденных.  Они не были трудоустроены и снова совершили преступления.

 Какие изменения Вы думаете внести в деятельность МВД?

 Перед нами стоит задача сделать все возможное чтобы полиция была вне политики, обслуживала население, обеспечивала защиту основных прав и свобод граждан, была объективной и беспристрастной . Мы разработали новую концепцию по реформированию МВД которая будет основываться на принципах единогласного признания международного права, исключения пыток, бесчеловечного обращения к людям, строгого соблюдения законности, борьбы с коррупцией, протекционизмом и  другими  злоупотреблениями в деятельности полиции, децентрализация полиции и создание комунитарной полиции.

 Что Вам удалось реализовать с момента назначения на эту  должность? 

 Я изучил реальную ситуацию во всех структурах подчиненных МВД. Разработан  план действий на 4 квартал 2009 года, который предусматривает профилактические меры по борьбе с преступностью и перспективный план действий на 2010 год. Во всех  подразделениях, которые я успел посетить, были поставлены конкретные задачи  по преодолению существующей ситуации. На всех встречах говорил о необходимости  уделить особое внимание в первую очередь соблюдению прав граждан.

 Если говорить о самых больших успехах и самых больших  ошибках бывшего руководства министерства, то какие они?

Думаю   самый большой успех в том, что в МВД, как и подразделениях подчиненных министерству, работают молодые,  профессиональные кадры  способные бороться с преступностью и обеспечивать соблюдение  общественного порядка. Именно благодаря деятельности полиции криминальная ситуация находится под контролем.

Говорили что со сменой власти в стране, криминальная ситуация выйдет из-под контроля.  Этого не произошло, ситуация под контролем. Уровень раскрываемости преступлений очень высокий.  Понятно, что некоторые преступления остаются не раскрытыми и сегодня, я имею в виду  преступления с историческим резонансом.  По этим случаям даны указания вернуться к ним.    

Если говорить об ошибках. Кроме апрельской ошибки, речь идет о чрезмерной политизации и выполнения заказов  на поддержку некоторых электоральных конкурентов и ограничение основных прав политических оппонентов и всего общества. Это самая большая проблема в Министерстве,  которое  было напрямую вовлечено в действия по нарушению прав людей. Мы знаем множество случаев запугивания оппозиции (в прошлом Парламенте) когда были возбуждены сфабрикованные уголовные дела. Полиция была вовлечена и тогда, когда было ограничено право людей  участвовать в мирной политической демонстрации. Прошлое Правительство сейчас в оппозиции и продолжает работать в нормальном режиме, а полиция осталась   заложником этих действий.  

К примеру, в рамках моего визита в Орхей где я встречался с председателями района, с примарами, с местными советниками чтобы установить нормальное сотрудничество с местными властями, я был информирован о служебных злоупотреблениях  комиссара  района Орхей. Незаконные действия совершенные им дискредитировали полностью всю местную полицию. Хочу сказать, что во многих районах страны люди не доверяют полиции. Особенно не доверяют полиции в Кишиневе, где произошли апрельские события.

Пресса пишет, что Вы назвали протестующих пенсионеров экстремистами. Какова все же Ваша позиция в отношении этого?

 С 1992 по 1997 год я был заместителем министра, ответственным за обеспечение общественного порядка. Проводились манифестации, в которых участвовали и 10 человек, и где участвовали 10 тысяч человек. Никогда за время моей работы не нарушались права людей. Никогда не использовались специальные средства против демонстрантов. Я всегда был против полицейских репрессий в отношении мирных демонстрантов.

Я не мог ни в какой форме, возглавив министерство, начать с репрессий и запугиваний манифестантов. Меня спросили о том какова моя позиция по отношению  к манифестантам, на что я сказал, что  они имеют законные требования и право их высказать. В тоже время отметил, что лидеры этих манифестаций  в своих действиях  настроены экстремистки. Они стремятся превратить эти манифестации в беспорядки.  Блокирование улицы Влайку Пыркэлаб а затем и бул. Штефан чел Маре  создали  грандиозные неудобства жителям столицы.  Это не способ высказать свое недовольство.  Право человека сохраняется до того, пока не нарушаются права других граждан. Если группа людей недовольна, это не значит что надо нарушать права большинства кишиневцев. Но я не мог назвать их экстремистами.  Мои слова были вырваны из контекста.

Ходят слухи, что криминальный авторитет Григорий Карамалак,  по кличке Болгар был замечен в Кишиневе. Что Вам известно об этом?

Некоторых криминальных элементов общество делает национальными героями или анти-героями.  Так и в случае с Карамалаком. Когда я был министром внутренних дел, он был арестован. Были предприняты все меры для передачи его в суд. Главная Прокуратура установила, что уголовное дело, которое в то время вел Департамент по борьбе с организованной преступностью и коррупцией во главе с генералом Алексеем, не  содержит достаточно улик для его ареста.

Думаю, что данная информация поступает от политических оппонентов, желающих дестабилизировать ситуацию и инкриминировать нынешнему правительству все что происходило.  Думаю что корни его в бывшем правительстве. Я лично не располагаю информацией, что Карамалак   свободно передвигается по Кишиневу.

Каким был бы  Ваш ответ на   слухи, которые ходят, что со сменой власти криминал  расцветет как  раньше?

Я продемонстрировал вам принципы и конкретные цифры, но мы ответственны и за  учет этих преступлений. Понятно, что необходимо расследовать и соблюдение дисциплины регистрации преступлений, потому что я имею сигналы с территорий, что  преступления не регистрируются.  Их скрывают, чтобы показать, что комиссариаты работают хорошо, но ответственные за это сотрудники будут привлечены к ответственности. Но даже в этих условиях мы не можем сказать, что ситуация вышла или выйдет из-под контроля. Нет никаких оснований для этого.  Мы имеем достаточно средств, чтобы предотвратить любую попытку изменить ситуацию в стране.

 Чем вы   занимались до назначения на должность министра внутренних дел?

Я был  преподавателем Технического Университета Молдовы на юридическом факультете. Я преподавал конституционное право, административное право, органы защиты  правовых норм. Я обучал студентов в духе уважения и соблюдения прав человека.

Что Вам ближе по духу?

Мне близко все, потому что,  будучи министром внутренних дел, у меня должны быть качества присущие преподавателю, чтобы я мог  обучать персонал для осуществления ими своих профессиональных обязанностей во всех областях и в строгом соответствии с законом. Для защиты прав и свобод человека. Чтобы общество знало, что полицейские тоже часть народа и служат народу.


 
Количество просмотров:
863
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.