22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Мариан Лупу: чтобы предотвратить в Молдове политические кризисы необходимо изменить Конституцию
24.11.2009

В прямом эфире Русской службы "Голоса России" лидер демократической партии Молдовы Мариан Лупу озвучил свое видение причин нынешнего политического кризиса в стране

У нас сейчас на связи по телефону Мариан Ильич Лупу - лидер Демократической партии Республики Молдова, кандидат в президенты Молдовы.

- Я позволю себе небольшое отступление, поскольку действительно мы здесь в Москве переживаем. Уже вроде бы прошли очередные выборы, внеочередные выборы. И никак не получится сформировать институты власти. Почему?

- Да, вы знаете, политический кризис, который есть в наличии в Республике Молдова, он глубокий, он затянулся в 2009 год, год достаточно сложный для нашей страны. Два раунда парламентских выборов, и мы еще далеки, наверное, от того, чтобы с четкостью утверждать, что с этим политическим кризисом покончено. Было сформировано новое правительство. Все структуры парламента функционируют. Дело осталось, наверное, за самым важным пунктом нашей повестки дня - это избрание главы государства, которое сможет зафиксировать окончание данного политического кризиса. Почему все так? Наверное, есть целый ряд причин, начиная и от того уровня общей культуры и, в частности, уровня политической культуры нашей политической элиты. После парламентских выборов 5 апреля не удалось избрать главу государства. Это и стало самой причиной. Мы сталкиваемся с этими вопросами и на сегодняшний день. Хочу напомнить, что первый раунд президентских выборов, который прошел 10 ноября, также окончился ничем. И в начале декабря месяца сего года будут повторные президентские выборы. Правящему альянсу не хватает восьми голосов Партии коммунистов Республики Молдова для того, чтобы глава государства был избран. Наверное, помимо политической культуры, отметил бы, как фактор влияния, неспособность выйти на необходимый уровень политической ответственности и политической зрелости, неспособность поставить на первый план общенациональные интересы и отодвинуть на второй план путем нахождения компромисса, безусловно, какие-то более личностные или узкопартийные интересы. В этом кроется основная причина той политической сложной ситуации, которая наличествует у нас в стране.

- Мариан Ильич, позвольте несколько вопросов, возможно жестких. Вы опытный в государственном управлении человек. Вы занимались серьезно экономическим блоком в правительстве Республики Молдова. Последние четыре года вы были спикером парламента. Я напомню нашим радиослушателям, что Молдова парламентская республика. Именно парламент избирает главу государства президента. И после вот тех выборов многие эксперты сказали, что вы лично обиделись, что не вас выдвинул тогда Владимир Воронин кандидатом в президенты и поэтому вы ушли в оппозицию. Простите за вопрос. Это личная обида, либо принципиальные расхождения тогда были?

- Спасибо огромное вот именно за такую типологию вопроса. Очень прямая, очень искренняя линия. И я очень высоко ценю именно такой диалог. Это дает возможность лучше понять ситуацию здесь у нас в стране. По существу, категорически это не тот сценарий. Не было и нет никаких обид. Скажу очень просто, но очень четко также, что у нас не было никаких официальных или неофициальных разговоров на эту тему с председателем партии коммунистов республики Молдова в период до выборов 5 апреля сего года в парламент нашей страны. Кстати, на недавней пресс-конференции господин Воронин сам очень честно и открыто сказал, что таких принципиальных дискуссий не было. Могу подтвердить, это я также публично подтвердил, что таких дискуссий не было. Соответственно ни в этом кроется причина нашего разрыва. Я пришел в Партию коммунистов Республики Молдова по приглашению коллег в контексте дальнейшего процесса модернизации и развития партии коммунистов. Когда мы говорили о модернизации, мы говорили, в том числе, об изменениях названия партии. С самого начала я говорил, что название устаревшее. Оно является мешающим фактором для поступательного развития и межпартийных и межгосударственных отношений как в восточном, так и в западном направлении.

Говоря о модернизации, я настаивал на том, что мы должны изменить основополагающие документы партии, что партия должна основывать свою работу на социал-демократической идеологии с таким здоровым современным левым уклоном. Мы говорили о модернизации в плане кадровой политики. Это были изначально принципиальные пункты и моего прихода в ПКР.... Если в 2005 году эти разговоры были очень серьезные и обоснованные, то, к сожалению, впоследствии становилось для меня все более и более ясно, что эти дискуссии не придут на фазу реальных конкретных дел, и партия, де-факто, застряла в каком-то прошлом и проявляет неспособность был осовремененной, неспособность идти в ногу со временем. Тем более, после событий 7 апреля, массовых беспорядков, был принят ряд решений на уровне руководства партии, на уровне руководства страной. Эти меры были неадекватны. Я с ними не смог согласиться. Но есть еще последний фактор, который дал мне четко понять, что Мариан Лупу в составе партии коммунистов Республики Молдова трактуется высшим руководством партии, скорее всего, как некое человеческое лицо. Партия- некий фасад привлекательный для этой политической силы. Но в плане того, чтобы быть интерпретированным как реальный член команды, как человек, который участвует в составе этой команды в процессе принятия решений, к сожалению, эти четыре года показали, что, скорее всего, происходила маргинализация человека, исключение из информационных потоков, исключение из процесса принятия решений. И это, безусловно, никак не могло меня устроить.

- Мариан Ильич, вы в конце 2005 года вступили в коммунистическую партию Республики Молдова и уже сразу на следующий год в 2006-ом вас называют вторым по популярности политиком в республике Молдова после самого Владимира Воронина. То есть, вам верят. Почему сегодня, когда существует правящая коалиция в парламенте республики Молдова, вам не хватает восемь голосов? Владимир Цуркан, например, предлагает все-таки сделать выбор коммунистам в пользу стабильности, почему вам не удается среди компартии республики Молдова убедить восемь коллег?

- Вы знаете, ситуация 2008 года в плане рейтинга политиков не то, что не изменила, скажем так, мою позицию, но даже бы укрепила ее с учетом того, что последний социологический опрос, который был осуществлен у нас в стране, буквально, пару недель тому назад впервые показывает, что некоторые, скажем так, политики поменялись местами. То есть, уровень доверия населения, уровень популярности очень высок, при всем при этом, да, действительно патовая ситуация - нет восьми голосов. А в чем причина? Ну, во-первых, причина в том, что у нас, как вы отметили, парламентский политический режим, глава государства избирается парламентом, если бы у нас сохранилась конституция, ее положения, существующие до 2000-го года, когда президента напрямую избирал народ, этой проблемы практически не существовало бы.

И кстати говоря, мы говорим в этом контексте в республике Молдова о необходимости пересмотра положений основного закона государства, чтобы изменить процедуру избрания главы государства, с тем, чтобы на будущее гарантировать отсутствие подобного рода политических кризисов и патовых ситуаций. Что мешает на сегодняшний день. Есть голоса партии коммунистов, есть люди разумно мыслящие, вы отметили одного человека, их достаточно много. Думаю, что эти голоса будут всё больше и больше слышны в этом контексте, потому что данная группа людей действительно нацелена на мысли о национальном интересе, о судьбах страны, о том, что нужно заканчивать с политическим кризисом. Что де факто кандидат в президенты государства буквально на сто процентов отражает те идеологические постулаты и приоритеты, как во внутренней политике страны, так и во внешней политике страны.

И идеологические постулаты, которые очень близки и ....., вот в этом то и кроется основная загвоздка, что нет, по большому счёту разницы в интерпретациях и в ориентации внутренней и внешней политики. Я говорил о принципах, которые я огласил ранее. Видимо, есть большая помеха для того чтобы, очень быстро, безболезненно, без проблем ряд людей проголосовали. И этот фактор называется страхом. Страх, боязнь. Нужно понимать ещё тот факт, что одной из причин моего ухода стал очень жесткий, чрезмерно авторитарный стиль управления в рамках партии. Никогда не было и на сегодняшний день тоже нет внутренней дискуссионной площадки, для того, чтобы обсуждать те или иные направления деятельности, обсуждать те или иные решения, которые принимаются . Почему этот фактор сегодня является наиболее жестким, мешающим принятию решений, хотя ещё не вечер, время ещё есть, раунд повторных президентских выборов состоится в начале декабря месяца, ещё недели две-три у нас есть. И я надеюсь, что коллеги примут либо все вместе в пакете, все сорок восемь голосов, либо отдельная группа примет необходимое решение, необходимое для страны, необходимое для интересов государства.

- Ряд экспертов высказывали предположение, что ваш правящий парламентский альянс готов пойти на шаги вплоть до запрета коммунистической партии Республики Молдова. Насколько это достоверно предположение?

- Голоса есть, обсуждение, как в любой демократической системе, на различные темы происходит. Хочу вам одно сказать, что ни я лично, ни команда демпартии, ни в конце концов, правящий альянс не пойдёт на такие меры по одной простой причине. Мы всё-таки приверженцы демократических норм, политическая борьба у нас всегда была и будет жесткой, но она должна проходить в рамках неких правил, и эти правила должны быть свободными, они должны быть равными для всех без использования каких-либо скажем так мер прессинга. Коим может действительно являться вот такое приложение, которое вы озвучили. Не будем поддерживать данное предложение, на мой взгляд, всё-таки политическая конкуренция в такой стране, как республика Молдова должна строиться совсем на других принципах.

- Серафим Урекяну, один из лидеров вашего альянса, в эфире у нас говорил, что при приходе к власти, вы пересмотрите проблему диалога с приднестровской Молдавской республикой. Самой больной проблемой является то, что сегодня согласно вашему законодательству лидеры Приднестровья уголовные преступники, они ведь не могут даже приехать в Кишинёв. Ваша позиция по этому вопросу?

- Моя позиция состоит в том, что решение приднестровского вопроса может иметь место и исключительно на принципах мирного урегулирования, это путь переговоров.И я лично, и мои коллеги полностью отметаем военный путь, путь применения силы. Пересмотр данных принципов это означает действительно делимитацию диалога или правильней было бы сказать, начать его заново, потому что этот диалог был в течение многих лет заблокирован. И, кстати, эта блокировка произошла далеко не только по объективным причинам. Были причины чисто субъективного характера, даже личности людей, поэтому перезагрузка данного процесса обязательно должна произойти


 
Количество просмотров:
2792
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.