Климатический саммит в Копенгагене для XXI века - то же самое, чем были для века XX конференции в Ялте и Потсдаме: он во многом определит расстановку сил в условиях глобального потепления, полагали обозреватели СМИ еще недавно. Однако скандалы с публикацией переписки климатологов, а затем секретного "Датского текста" ставят мероприятие под угрозу.
Переговоры на Копенгагенской конференции по изменению климата оказались под угрозой, сообщает The Guardian. Между богатыми и бедными государствами вбит новый клин - секретный проект соглашения, подготовленный при участии США и Дании, поясняет Джон Видал. Это так называемый "Датский текст", который The Guardian получила в свое распоряжение и во вторник предала огласке.
"Датский текст" отнимает у развивающихся стран их справедливую, такую же, как у других, долю земной атмосферы. Это попытка поставить бедные и богатые страны на одну доску", - заявил вчера суданец Лумумба Ди-Апинг, председатель группы 132 развивающихся стран. В ООН говорят, что "Датский текст" - неофициальный документ, предназначенный только для консультаций, но "представители развивающихся стран сочли его идеи предательскими". Воплощение установок "Датского текста" уравняет обязательства богатейших и беднейших государств, перечеркнув ранее достигнутые соглашения, считает Ди-Апинг.
"Скорее всего, теперь "Датский текст" будет отозван ввиду реакции Китая, Индии и многих других развивающихся стран", - полагает автор статьи.
Содержание секретного документа, ставшего вчера достоянием гласности, и, предположительно, являющегося проектом декларации саммита в Копенгагене, вызвало гнев у развивающихся стран, пишет Данило Таино на страницах Corriere della Sera. Ожидалось, что копенгагенская конференция по климату будет бурной, но никто не думал, что борьба станет настолько жесткой.
Вчера авторитетный руководитель отдела по окружающей среде британской газеты The Guardian Джон Видал получил секретный документ, подготовленный председательствующей датской стороной в качестве проекта заключительной декларации конференции. Его суть сводится к тому, что руководство борьбой за сокращение выбросов передается не ООН, а богатым странам. Кроме того, к 2050 году промышленно развитые страны будут иметь квоты на выбросы на душу населения, в два раза превышающие таковые для развивающихся стран. Контроль за средствами на оказание помощи бедным странам в сфере сокращения выбросов документ предлагает предоставить не ООН, а МВФ, и деньги выделять только тем, кто обязуется следовать определенным стратегиям сокращения эмиссии.
"Группа 77" (развивающиеся страны) заявила, что "Датский текст" угрожает всему мероприятию. Бурное начало, комментирует автор статьи. Большие страны и большие блоки продолжают настаивать на желании "возглавить" борьбу с парниковым эффектом, но каждое государство имеет свои интересы, и вчера успех конференции, которая завершится 18 декабря, уже не казался бесспорным.
Несколько недель назад датское правительство - по-видимому, совместно с США и Великобританией - тайно разработало проект, вызвавший гнев развивающихся стран, сообщает читателям Le Figaro. Они сочли "Датский текст" слишком жестким по отношению к развивающимся странам и недостаточно обязывающим для развитых стран. Вслед за ними многие экологические организации осудили методы работы датского правительства.
Как отмечает издание, этот эпизод свидетельствует о том, что затронут ключевой вопрос дискуссии. Схватка только началась, до окончания конференции еще 10 дней, предупреждает автор материала. Впрочем, по словам советника российского президента Дмитрия Медведева, очевидно, что итогом Копенгагенского саммита станет не "обязывающее соглашение", а лишь "политическая декларация".
The Wall Street Journal напоминает о скандале, разразившемся накануне саммита - публикации электронной переписки климатологов из Университета Восточной Англии, указывая, что "Климатгейт" - всего лишь вершина айсберга.
В 2004 году, рассказывает издание, предприниматель Стивен Макинтайр попросил Национальный научный фонд предоставить ему информацию по различным климатическим исследованиям, которые он финансирует, однако фонд отказал ему, заявив, что "мы предоставляет право исследователям распоряжаться результатами своей научной деятельности по своему профессиональному усмотрению".
Это позволяет исследователям придерживать информацию, не раскрывая ее критикам, сетует издание. Между тем нередко, как только независимые ученые и представители общественности получают доступ к базам данных, они действительно находят изъяны - как это произошло с утечкой из Университета Восточной Англии.
"Большинство участников конференции в Копенгагене, похоже, готовы ринуться навстречу соглашению, которое заменит Киотский протокол. Но на данном этапе было бы гораздо плодотворнее удвоить наши усилия, чтобы прояснить, что мы знаем и чего не знаем о прошлом, настоящем и будущем климата. Это означало бы бросить свет на данные, которым придается такое большое значение, но которые до сих пор оставались скрытыми об общественности", - заключает издание.
Немецкая газета Tageszeitung публикует аналитическую статью Бернгарда Пёттера, приуроченную к началу саммита. В Копенгагене в эти дни решаются вопросы жесткой реальной политики, утверждает он. Копенгаген для XXI века - то же самое, чем были для века XX конференции в Ялте и Потсдаме. Сегодня речь идет не о пересмотре нескольких границ, а о радикальной перестройке архисложной системы мировой инфраструктуры, в которую включены производство энергии, мобильность и получение продуктов питания, а также поиски равновесия между богатыми народами и стремящимися наверх бедняками.
Глобальное потепление перетасовало карты в политической расстановке сил: Китай окончательно обретает статус мировой державы, заняв вакантное после развала СССР место. Неожиданный вес обретают такие аутсайдеры, как Индонезия, Конго и Габон, которые из-за вырубки тропических лесов оказывают влияние на мировой климат. На фоне снижающегося производства нефти ОПЕК вынуждена мириться с сокращением своего влияния. Бразилия крепнет как аграрная держава и вступает в сделку наряду с США и Китаем. При этом ООН и Всемирный банк свой статус повышают: предполагается, что они станут контролирующими инстанциями при международном обмене эмиссионными сертификатами.
Через 20 лет после падения Берлинской стены, пишет в заключение немецкий обозреватель, переговоры в Копенгагене дают шанс предотвратить мировой конфликт, в котором уже сегодня для многих речь идет о жизни и смерти. При всей уместности параллелей с холодной войной политика эпохи глобального потепления находится под более сильным давлением: ведь если в рамках конфронтации между НАТО и Варшавским договором статус-кво гарантировал выживание, то выжидательная тактика сегодня может привести к катастрофе.