Елена Шатохина
Состоялось первое в нынешнем году заседание правления Еврейской общины Молдавии, на котором был рассмотрен ряд важных для общины вопросов, но один - носил скандальный характер.
На заседании присутствовали не только сопредседатели еврейской общины - Александр Билинкис и Александр Пинчевский, а также глава Еврейского конгресса РМ Эммануил Гриншпун, но и лидеры всех общин республики – от южного Кагула до северных Бельц.
Наряду с рассмотрением таких важных вопросов, как мемориальные мероприятия по случаю грядущего 65-летия Великой Победы, взаимодействия руководства ЕОРМ с региональными общинами, вопрос передачи исторической части здания общинного дома КЕДЕМа из ведения "Джойнта" в собственность общины, и многими другими, единогласно было решено вывести рава Исроэля Лившица из состава правления общины.
Не помешало принять такое решение и отсутствие самого рава, не явившегося на заседание по приглашению правления.
Поводом к этому послужил ряд скандальных заявлений в ходе "прямой линии" с читателями в местном издании газеты "Комсомольская правда" в Молдове" 26 февраля с. г..
Тогда рав Исроэль Лившиц, на вопрос, как он расценивает инцидент с осквернением Ханукии (имевшее место 13 декабря 2009 года в Кишиневе), в частности заявил: "мы не должны пользоваться такой лексикой, как "погром", "вандализм" и т.п., которая изначально несет негативную оценку…
Как религиозный человек я прекрасно понимаю, что люди всех национальностей имеют право на религиозные чувства и на неприкосновенность своих святынь.
Население нашей страны традиционно верующее, и нам чрезвычайно важно, чтобы не возникало никакого недопонимания и напряженности в обществе. К сожалению, кто-то трактует происшедшее как межконфессиональный конфликт, однако это полный абсурд".
"Глубокое" впечатление на рава почему-то произвел и инициатор свержения Ханукии – протоирей Чибрик: "Мне, кстати, довелось познакомиться лично с глубокоуважаемым протоиереем Анатолием Чибриком. Недавно я встречался с ним и могу поделиться своими впечатлениями.
Это глубоко верующий человек, культурный и высокообразованный. По отношению к нему, как религиозному деятелю, совершенно неуместна оскорбительная лексика. Важно понять чувства православных верующих и научиться их уважать…"
Общину настолько возмутила позиция рава по отношению к инциденту с низвержением Ханукии, что руководство общины послало в газету заявление, в котором, в частности, подчеркивалось, что позиция Лившица не имеет ничего общего с позицией общины. (Это письмо было также напечатано в той же газете 5 марта с. г.)
"Мы хотим однозначно заявить, - сказано в заявлении общины, - что выступление в прессе г-на Лившица - это его личная инициатива, которая не имеет ничего общего с позицией еврейской общины Молдовы, религиозно-просветительской организацией "Агудат Исраэль", Еврейским Конгрессом Молдовы, ассоциацией израильских бизнесменов "Даркон" и всех других еврейских организаций Молдовы, возмущенных тем, что произошло в декабре 2009 г.
Г-на Лившица никто не уполномочивал, и не просил делать заявлений, представляясь - рав Сенной синагоги. Между тем г-н Лившиц не является даже официальным посланником какой-либо религиозной организации, направившей его для служения в Кишинев.
Некоторое время назад, заручившись авторитетом директора программ религиозно-просветительской организации "Агудат Исраэль", г-н Лившиц был на короткое время поселен в общежитии при синагоге. Из сочувствия сердобольные люди откликнулись, не оговорив срок проживания.
Г-н Лившиц повсеместно декларирует, что вернулся в Молдову заниматься духовным возрождением евреев. Но тогда как объяснить, что большая часть ответов в его заранее подготовленном интервью связана с экономической составляющей, его видением и пониманием того, как можно "подсобить" молдавской экономике.
Эти размышления и пассажи о неиспользованном потенциале кошерного вина, мяса, сотен тысяч заокеанских земляков, мечтающих привезти в Молдову миллионы долларов, очень напоминают авантюрные прожекты Остапа Бендера…
Наши сомнения в искренности слов г-на Лившица возникают и тогда, когда протоиерея Чибрика, нанесшего публичные оскорбления представителям общины, характеризуют как глубоко верующего, высокоуважаемого, культурного и образованного человека!!!
Для нас не будет очень большим удивлением, если завтра господин Лившиц заявит, что стал прихожанином Церкви Святой Параскевы. Это его выбор…"
Выбор сделала и община: она отвернулась от скандального рава. Похоже, что навсегда.