Эксклюзивное интервью специальному корреспонденту "ИНФОТАГ" в Берлине Светлане Нежельской Посла, специального уполномоченного по Юго-Восточной Европе, Турции и государствам Eвропейской ассоциации свободной торговли ЕАСТ (EFTA) федерального министерства иностранных дел Германии Николауса графа Ламбсдорффа.
- Господин Ламбсдорфф, Альянс за европейскую интеграцию заявил, что нуждается в поддержке Евросоюза, чтобы узаконить свои действия по решению политического кризиса в Молдове путем референдума или через принятие решения в парламенте. Последует ли со стороны ЕС четкий сигнал поддержки республики?
- ЕС постоянно поддерживал Молдову и продолжит делать это в будущем. Это видно по переговорам о Соглашении об ассоциированном членстве с ЕС, а также по другим конкретным проектам. Я не думаю, что сейчас есть сомнения в поддержке. Прежде всего ЕС проследит за тем, чтобы определенные стандарты, нормы и условия были выполнены, что Молдове не просто сделать. Это могут подтвердить как новые члены Евросоюза, так и каждый кандидат на вступление в него. Также и требования к демократически выбранному правительству будут достаточно высокими. А в поддержке со стороны ЕС нет никаких сомнений.
- И все же, пока существует политический кризис, Альянс нуждается в поддержке различных своих действий, которые предпринимаются для его преодоления и стабилизации ситуации. Могут ли европейские партнеры сказать, что они поддержат АЕИ во всем, что бы он не предпринял?
- Во-первых, ЕС поддерживает страну, а не правительство. Но, конечно, очень важно и то, кто находится у власти. Коалиционное правительство, которое четко обозначило себя как "Альянс за европейскую интеграцию", конечно, является нашим партнером. Более того, мы ждали прихода к власти сил, которые имели бы четкую демократическую и европейскую направленность. Но это не значит, что все, что предпринимает или не предпринимает коалиционное правительство Молдовы, будут встречать аплодисментами в Брюсселе. Этого не было в прошлом, не будет и в будущем. Государства-члены и сам Евросоюз всегда будет комментировать происходящее в Молдове с долей критики, вне зависимости о какой проблеме будет идти речь.
- Европейские эксперты против референдума и за решение конституционного кризиса в парламенте, что, по мнению коалиции, невозможно. Как преодолеть эту ситуацию?
- Конституционная проблема - комплексная и сложная. Венецианская комиссия дала по просьбе Молдовы свои рекомендации. Но это только рекомендации и не более того. В конечном счете, Молдова должна сама решить, как справиться с этой проблемой. Я думаю, что при сложившихся обстоятельствах идеального решения нет, и ЕС это известно. Но минимальные стандарты демократии и легитимности должны быть соблюдены.
- Какими должны быть эти "минимальные стандарты" в условиях не только политического, но экономического и социального кризиса, когда нет места для политических маневров?
- Я не верю, что нет места для политических маневров. Да, его недостаточно, чтобы набрать большинство и изменить Конституцию в парламенте. В этом проблема существует, но место для маневров есть. Что же касается референдума, то для такой страны как Молдова, он является непривычным и поэтому непростым политическим инструментом, это мы тоже осознаем. Мы также знаем, что Конституция содержит пробелы, которые не только не решили проблемы, а наоборот - стали причиной их возникновения. Ко всему этому стоит добавить разные точки зрения партнеров по коалиции по этому поводу — это нам тоже известно. В конечном счете, я повторюсь, молдавские политики должны сами решать, чего они хотят. Евросоюз принять за них решения не может.
- Вы были три с половиной года послом Германии в Молдове и знаете ситуацию изнутри. Многие политики говорят, что интеграции республики в ЕС мешает менталитет. Так ли это?
- Под менталитетом необходимо понимать неопытность населения в этих вопросах, я бы даже сказал неопытность большинства политиков в этом новом государстве - Молдове только 19 лет. Действительно, проблема с менталитетом существует в молдавском обществе: нормы, стандарты и ценности Евросоюза являются здесь чем-то неизвестным и новым, и нельзя ожидать, что они будут восприниматься гражданами как что-то само собой разумеющееся. Поэтому, путь в Брюссель потребует от Молдовы многих изменений.
- Этот путь может оказаться долгим. Некоторые граждане Молдовы пытаются укоротить его путем получения румынского гражданства. В ЕС на это смотрят по-разному. Каково мнение Германии?
- Я не уверен, что у ФРГ есть официальная позиция по этому поводу, ведь этот вопрос решается в соответствии с румынским и молдавским законодательством, и это их полное право. Конечно, мы не хотим, чтобы Молдова осталась без населения из-за того, что другая нация выдает свои паспорта и даже предоставляет гражданство. Из своего опыта могу сказать, что большинство населения Молдовы чувствует себя молдаванами и желает соответствующего отношения. В этом контексте я хорошо понимаю усилия, предпринимаемые страной для достижения либерализации визового режима в ЕС: это поможет решить проблему второго паспорта на средне- и долгосрочную перспективу.