Наталья МЕЛЬНИК
Строительная отрасль республики находится в кризисном состоянии, работы по возведению жилья и других объектов почти не ведутся, проблем накопилось множество. Наверное, поэтому Марчелу Рэдукану, министру строительства и развития территорий, пришлось отвечать на весьма острые и злободневные вопросы читателей «АиФ-М», дозвонившихся на «Прямую линию». Представляем подробный отчет об этой беседе.
«Недостроители»
- Меня впечатлила недавняя статья в «АиФ-М» о ситуации с Республиканским стадионом. Когда же его начнут восстанавливать? И что это будет - спортивный комплекс или стадион?
Родион Лузенко, Кишинев
- Прежнее правительство поставило перед собой амбициозную задачу - построить новый спортивный комплекс на месте полуразвалившегося Республиканского стадиона. Последний быстренько разрушили, а нового ничего не придумали. Нет даже проекта, концепции. Ведь, прежде чем разрушить, нужно было хотя бы проект сделать, найти источник финансирования строительных работ. Мы объявим тендер на разработку концепции будущего строения. Это будет первый этап. Создадим комиссию с участием Министерства молодежи и спорта, примэрии и определимся, что там строить - чисто спортивный стадион или же еще и развлекательный комплекс (за счет которого стадион можно содержать). Обязательно нужно предусмотреть парковку, базу для подготовки легкоатлетов и т.д. На втором этапе начнем работать над проектом и поиском инвесторов.
- Я пенсионерка, живу по ул. Пушкина, 30. Меня интересует судьба этого дома, он бесконечно переделывается, постоянно идут какие-то строительные работы (хоть бы на час перерыв бы сделали)? Арендаторы первых этажей чехардой сменяют друг друга. Вывозится масса земли машинами - кажется, что мы уже висим в воздухе. Я боюсь остаться в конце концов без квартиры!
А.Н., Кишинев
- Завтра же Государственная инспекция строительства проверит разрешения у фирм, проводящих в вашем доме строительные работы. Проверим проектную документацию, включая все сертификаты и авторизации. Что касается перерыва - строительные работы могут производиться в течение максимум 8 часов с перерывом на 1 час. Госинспектор проконтролирует и это.
- Мы построили на свои деньги (250 тыс. леев) подстанцию в районе парфюмерной фабрики. Затем передали ее на баланс «Юнион Феносы» и попросили, чтобы та вернула нам средства,затраченные на строительство. «Феноса» отказалась. Как решить этот вопрос?
А. Горбановский, фирма «Директ», Кишинев
- Согласно постановлению правительства (вступило в силу в феврале),вы имеете право не передавать на баланс UF трансформаторную подстанцию. Но возникают другие вопросы: кто заключит договор с «Феносой» на обслуживание и где заканчивается граница ваших сооружений? Если подстанция остается на вашем балансе, у вас должны быть аккредитованные специалисты-электрики, которые будут ее обслуживать. Вот тут и вся проблема: фактически вы вынуждены будете заключать договор с UF, у нее такие специалисты есть. Рекомендую официально обратиться в министерство, и мы попытаемся решить проблему совместно с представителями «Феносы» и вашей фирмы.
- Представители газовой компании при прокладке газопровода нанесли материальный ущерб моему хозяйству. Меня пригласили в проектный институт в Кишиневе, где заверили, что ущерб возместят, но до сих пор ничего не сделали. Куда мне обратиться?
Иван Данилович, с. Салкуца, Каушанский р-н
- Чтобы подключить министерство к решению вашей проблемы, нам необходимо знать, кто проектировал работы и кто их выполнял. В любом случае организация, которая строила, должна была с вами все работы согласовать. Приходите ко мне на прием, разберемся.
Квартирный ответ затянулся
- Вот уже два года, как мой муж стал инвалидом. Работал в МВД. Стоим в очереди на получение квартиры. Но ни на йоту не продвинулись. Будут ли строить дома для людей, больных туберкулезом?
Елена, Кишинев
- В Молдове существует правительственная программа Locuinta sociala по обеспечению жильем социально уязвимых слоев населения. Как инвалид ваш муж подпадает под нее. Строим мы не так уж и много, хватает, естественно, не всем. В прошлом году квартиры получили 320 человек. В нынешнем мы планируем направить на реализацию этой программы 9 млн долларов. Так что надежда есть. Приходите почаще в претуру и напоминайте о себе и вашей сложной ситуации. Но отдельные дома для «туберкулезников» строить не будут - инвалиды, наоборот, должны интегрироваться в общество.
- В нашем доме протекает крыша. Знаю, что уже давно есть готовый проект на строительство мансарды в нем. Но до сих пор никакие работы не ведутся. Может, будет какая-то госпрограмма?
Ольга С., Кишинев
- В данном случае госпрограмма не нужна. Дело в том, что по закону мансарду могут построить, только если 100% жильцов дадут свое согласие на это. Если хотя бы один жилец против - мансарде не бывать. Возможно, поэтому в вашем доме и не ведутся работы по ее строительству.
Министерство выдвинуло перед парламентом предложение изменить это условие - на строительство должна дать согласие половина жильцов (вместо 100%). Конечно, при условии, что будущий инвестор поменяет в доме трубы, обновит фасады. Ведь бла-
годаря мансарде появится много плюсов - теплоизоляция верхних этажей, целая крыша и т.д.
- Хотим купить дочери квартиру, поэтому меня интересует положение дел на рынке жилья. Стабилизируются ли цены в ближайшем будущем или продолжат падение?
Людмила, Кишинев
- В целом ситуация по республике нормальная. Крупные строительные компании продолжают строить, у них есть финансовое обеспечение довести стройку до конца. Прежде чем купить квартиру и заключить договор, обязательно потребуйте у строительной компании всю документацию на дом - отвод земли, сертификат урбанизма, разрешение на строительство, кадастровый ордер о том, что дом сдан в эксплуатацию в БТИ. Что касается цен на недвижимость, то они еще какое-то время продолжат свое падение, потом стабилизируются, и к концу этого года - началу следующего начнут расти.
- У меня вопрос по поводу закона о жилье. Его уже лет 10 собираются менять, а воз и ныне там…
Наталья Жигу, Бельцы
- Через две недели вы уже сможете ознакомиться с проектом этого закона на сайте министерства и даже выдвинуть свои предложения. Сейчас мы его пустили по так называемому «бюрократическому» кругу, то есть по разным ведомствам и министерствам. В нем надо учесть массу нюансов. Наверное, поэтому и предыдущий парламент не решился его принять, не были учтены все детали жилищных взаимоотношений. Надеюсь, что до окончания парламентской сессии его примут.
Все - под контролем...
- Как вы взаимодействуете с местными властями? Особенно если их действия идут вразрез с требованиями закона…
Леонид Паскарь, Унгены
- Местная власть решает, что и где строить. А Госстройинспекция, подчиняющаяся министерству, осуществляет надзор за качеством строительства. Любая стройка должна производиться согласно проекту и законодательству РМ. Если есть нарушения, можем воздействовать на примэрию только через суд.
К примеру, по улице Нуферилор (в парковой зоне зоопарка) построены огромные коттеджи без проектной документации, согласований и разрешений… Местная власть утверждает, что ничего поделать с этим не может. Инспекция строительства сделала предписание и подала в суд. С другой стороны, судебное разбирательство способствует легализации незаконного строительства. Это яркий пример того, что между примэрией и Минстроем нет четких и слаженных действий, а есть только законодательный вакуум.
По закону мы не имеем права легализировать даже маленькие пристройки в старых домах - туалет, коридор. И эти строения невозможно ни продать, ни купить. Планируем изменить законодательство так, чтобы в зависимости от степени нарушения обязать нарушителей платить штрафы за незаконное строительство. По максимуму, если даже нет отвода земли, и миниму - если скромное улучшение жилищных условий произведено на своем участке.
- Следите ли вы за тем, чтобы строительные компани при возведении дома соблюдали нормы сейсмобезопасности по нашему региону?
Екатерина Гаврикова, Кишинев
- Стараемся. Недавно обнаружили, что в одном из домов при строительстве последних трех этажей использовали некачественную марку бетона. Жить в таком доме - опасно, а у компании нет денег, чтобы снести эти конструкции и отстроить верхние этажи заново, уже качественно. Сейчас решаем, как выйти из ситуации. По закону и проектант, и застройщик до конца жизни отвечают за качество постройки. В качестве дополнительной гарантии безопасности министерство планирует внести изменение в законодательство - чтобы застройщики страховали здание, которое строят. Тогда будет совсем другое отношение к работе. Кроме нас еще и страховая компания сможет следить за работой и заставлять строителей соблюдать все положенные нормы.
- Как вы оцениваете качество СНиПов, регламентирующих строительство с точки зрения безопасности?
Борис Ермуратий, Кишинев
- 30% в нормативной базе по строительству, доставшейся нам от СССР, мы поменяли и адаптировали к новым документам, а 70% остались с прежних времен. Вскоре мы будем переходить на так называемые еврокоды - тем более Румыния сможет предоставить нам уже переведенные на румынский язык документы.
Фото : Игоря ВЗОРОВА