Самый скорбный период в новейшей истории, несомненно, это Вторая мировая война. Для нынешних стран СНГ, некогда объединенных в единый СССР, она стала Великой Отечественной. Но если отсеять пропагандистскую шелуху и вздор, которым заполняют эфир клеветники разного пошиба, вдуматься в суть, копнуть на полный заступ, как это делают профессиональные историки, то придется признать: это был переломный этап в мировой истории.
Словами сложно выразить те чувства и благодарность, которые большинство граждан республики испытывают к Победителям! Их в Молдове осталось немного. Можно сказать горстка… Одному из них – гвардии полковнику Бухенко Владимиру Федоровичу мы и решили задать несколько вопросов:
- Как Вы начинали войну?
- Рядовым, после шестимесячного курса обучения во Фрунзенском командном пехотном училище. Попал в эту южную республику, расположенную далеко от боев, после эвакуации из Киева 16-летним подростком. Но проучиться пришлось лишь 6 месяцев, на нынешнем сленге прошли «учебное подразделение». Научились владеть штыком и стрелковым оружием.
Первый раз увидел немцев в феврале 1943 года под Сталинградом. Попал в пехотный разведывательный дивизион 62-й гвардейской армии маршала Чуйкова.
- Через какие страны довелось пройти?
- На «брюхе» прополз через Украину, Молдавию. Участвовал в сражениях под Паланкой, на Шерпенском плацдарме.
- Помните своего первого убитого противника?
- В задачу разведчика не входило убить вражеского солдата. Нужно было добыть «языка», взять пленного, владеющего важной информацией (обычно штабного офицера). Но первого своего фашиста помню. Пока группа захвата (а я был в группе прикрытия) занималась поиском подходящего объекта, меня заметил вражеский постовой. Он решил, видимо, справиться со мной своими силами, но победителем вышел я.
- Где закончили боевой путь?
- Сержантом, расписавшись на стенах рейхстага в Берлине. За боевые заслуги был удостоен ряда наград, из которых более других мне дороги два ордена «Славы» - истинно воинские награды. Затем продолжил стезю военнослужащего – дослужился до полковника Советской армии.
- Знаю, уже в почтенном возрасте, Вы написали книгу про бои на Шерпенском плацдарме, события на котором долгое время не предавались гласности...
- Да, это так. Два года назад появился труд-воспоминание о тех тяжелых боях 1944-го. Тогда вошли в Молдавию….Как нас встречал народ после трехлетней оккупации – если бы Вы видели…
А сама книга - дань памяти тем моим сотоварищам – многим тысячам, разных национальностей, что очистили территорию республики от нацистской нечисти и полегли на ратном пути.
- Если вернуться к сегодняшним реалиям, как Вы полагаете, уравнивание в правах участников Отечественной войны со стороны Красной Армии и солдат румынских войск, входивших в гитлеровскую коалицию, верное решение нынешнего правительства Молдовы?
- Конечно, нет. Это не правильно. Я скажу больше – учреждение железного креста для всех участников войны 1941- 1945 годов также неверно. Эти железные кресты запятнаны кровью. В том числе и мирного населения. Таково мое мнение. А я уже не мальчик – скоро 86 лет…