1 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Кандалы закона мешают тюремной переписке
08.04.2010

Станислав Лужанский
 

«Мы, правда, уже не сжигаем ведьм,
но сжигаем каждое письмо, в котором содержится правда»

Георг Лихтенберг


24 марта в «Панораме» была опубликована статья, посвященная тому, что заключенных в молдавских пенитенциарах во время этапирования в судебные инстанции не кормят. Номера нашей газеты попали к заключенным, и в редакцию стали поступать письма с рассказами о тяготах пребывания в неволе. В некоторых посланиях была затронута проблема учета исходящей из пенитенциара корреспонденции.

На днях к автору этой статьи обратились представители Ассоциации «Моя Молдова». По их словам, через пару дней после выхода материала они посетили кишиневскую Апелляционную палату с целью проверить, изменилось ли что-либо в отношении тех заключенных, которых вывозят на суды, кормят ли их, разрешают ли передавать им продукты, пока они находятся в камере при судебной инстанции.

Представитель конвойной службы в чине прапорщика отказался назвать свою фамилию, а на его форменной одежде отсутствовал нагрудный знак. По словам неизвестного в служебной форме, питание заключенным не было передано. Дескать, это не компетенция его службы. Члены Ассоциации попросили передать заключенным несколько экземпляров газеты «Панорама». Безымянный полицейский отказал и в этом, посчитав, видимо, что издание представляет для ожидающих суда какую-либо опасность. Его звонок начальству по мобильному телефону не решил вопроса.

Мы, сотрудники редакции, смело утверждаем, что нашей газетой абсолютно невозможно причинить кому-либо вреда. Признаем, свернутым номером «Панорамы» можно лишить жизни особь из класса насекомых, но уж никак не человека.    

Интересная деталь: в Апелляционной палате прямо над камерой этажом выше расположена столовая. В то время как голодные подсудимые много часов кряду теснятся в помещении, которое иначе как «пыточная» назвать нельзя, судьи, адвокаты, секретари и прочие принимают трапезу. В меню борщ, жареная курица и салаты. Есть у касты «решающих всё» возможность утолить и информационный голод, почитав за едой номер какого-нибудь печатного издания.  

Безусловно, статус заключенного связан с определенными лишениями и ограничениями. Но это вовсе не означает, что у него нет прав, будь он подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным. Отвратительные условия содержания, пытки и невозможность защитить себя – это вовсе не часть наказания за преступление, как могут представить некоторые, а репрессивные проявления нашей правоохранительной системы. Тем более, нередко нарушаются права лиц, чья вина еще не доказана.       

 Кстати, над входом в любой молдавский «казенный дом» уместно было бы вывесить табличку с надписью: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Официальная статистика Генеральной прокуратуры говорит о том, что лишь около двух процентов приговоров являются оправдательными.

Но заключенные пишут, надеются и верят. Среди получателей часто фигурируют Генеральная прокуратура, Минюст, Парламент, Высший совет магистратуры, Высшая судебная палата. По утверждению некоторых «сидельцев», не вся их корреспонденция достигает адресата. При таких условиях может не дойти до получателя даже апелляционная жалоба подсудимого. Возможность отправлять и получать письма – важное право, лишение которого меняет судьбу заключенного.  

В настоящее время исходящую корреспонденцию заключенный лично бросает в один из двух ящиков, расположенных в пенитенциаре: один предназначен для петиций в адрес администрации, другой, с надписью «Poşta Moldovei», - для остальных писем. Но как быть уверенным в том, что корреспонденция отправлена? Оказывается, никак.  

В 2008 году Департамент пенитенциарных учреждений (ДПУ) выпустил приказ № 196, которым лишил заключенных права получать уведомления в том, что их письма отправлены. До выхода приказа подобные документы заключенным выдавались. Один из тех, кто пребывал за решеткой до 2008 года, продемонстрировал корреспонденту «Панорамы» уведомления о регистрации отправленных писем в пенитенциарах № 13, 15, 16 и 9.

В настоящее время сложилась ситуация, когда «неудобное» письмо может быть выброшено в мусорный бак или сожжено. Это еще один способ полностью лишить заключенного связи с внешним миром и увеличивает возможность злоупотреблений со стороны администрации.

Тем не менее учет корреспонденции, исходя из статьи 338 Устава отбывания наказания, вестись должен. Выходит, приказ № 196, являясь подзаконным нормативным актом, противоречит органическому закону, имеющему большую юридическую силу.

Подобный приказ объясняется заботой о соблюдении тайны переписки. Дескать, система использования почтовых ящиков создана во благо заключенных. На практике нынешняя процедура обеспечивает права заключенных на прием и получение корреспонденции лишь формально.     

Приказ сопровождается  пояснительной запиской, которая обосновывает уход от практики регистрации писем. В ней среди прочего сказано, что администрация не может подтвердить факт передачи письма почтовым служащим, поскольку сами почтовые служащие по существующей процедуре не регистрируют прием корреспонденции.

В пояснении Департамента также сказано, что «в условиях, когда доступ заключенных к почтовым ящикам не ограничен, их конституционное право на корреспонденцию строго соблюдается». Это умозаключение можно было бы подчинить логике только в том случае, если бы почтальоны лично забирали письма из пределов зоны. Понятно, что  это невозможно, поскольку допуск в пенитенциар ограничен, а отправление корреспонденции – обязанность администрации.   

В ответе на запрос журналиста «Панорамы» в управление по связям с общественностью ДПУ значится, что «данный приказ был обжалован заключенными в национальных судебных инстанциях. Согласно решению Высшей судебной палаты, нормы данного приказа были признаны как соответствующие нормам действующего законодательства».  Как известно, председателем ВСП в то время был Ион Муруяну. Чтобы оценить это решение, вспомним, сколько дел было проиграно Молдовой в ЕСПЧ, пока у руля ВСП стоял этот господин с «бешеной» репутацией.

Удовлетворить жалобы заключенных по поводу нерегистрации их писем на самом деле очень просто. Для этого нужен лишь приказ директора ДПУ. Но почему такое небольшое правовое несоответствие упорно сталкивается с противодействием чиновников? Свое мнение по этому поводу корреспондент «Панорамы» решил узнать у директора ДПУ Вадима Кожокаря. Поговорить с большим начальником, однако, не удалось, несмотря на многочисленные звонки на его рабочий номер.       

Тюрьма в идеале – это средство возмездия, изоляции и исправления. В больном коррупцией государстве это еще и возможность обогащения и сведения счетов с неугодными. Создание неуверенности в том, что письмо не дошло до адресата, можно рассматривать как один из множества умышленных способов лишения заключенного права защищать себя.


 
Количество просмотров:
1135
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.