Ирина КОВАЛЕНКО
На прошлой неделе суд сектора Чентру восстановил Василия Тарлева в должности председателя Национальной ассоциации товаропроизводителей, признав неправомерными изменения в учредительных документах ассоциации, датированные январем прошлого года.
По мнению Василия Тарлева, неблаговидная возня, последовавшая после его отставки с должности премьер-министра и попытки обрести политическую самостоятельность, не делает чести любой власти. Но он не держит зла на обидчиков, которые пытались сместить его с должности руководителя Национальной ассоциации товаропроизводителей Молдовы.
А события годовой давности складывались непросто. Василий Тарлев вспоминает, как после отчетного собрания ассоциации в декабре 2008 г., продлившего его мандат еще на пять лет, уже в январе 2009 г. в стенах министерства экономики и торговли под предлогом совещания по экономическим проблемам была организована встреча 96 руководителей предприятий, из которых только 20 человек были членами ассоциации.
Василий Тарлев на совещании не присутствовал, но итогом встречи стали его «перевыборы» и вступление в руководство директора АО «Виорика-косметик» Людмилы Негруца, которая также там отсутствовала. Интересны, по словам г-на Тарлева и другие «процедурные» моменты задействованного административного ресурса. Уже через несколько дней Регистрационная палата зарегистрировала якобы законно принятые изменения в уставе и учредительных документах ассоциации о переизбрании руководящих органов, а спецвыпуск Официального монитора объявил об утере новым руководством сертификата и печати организации, которые Василий Тарлев и не собирался отдавать, считая все произошедшее фарсом.
На следующий день он предъявил и то, и другое руководству издания и потребовал объяснений. Редакции пришлось опубликовать опровержение на свое же объявление, а исполком отнес это опровержение в Регистрационную палату с требованием аннулировать внесенные изменения. Но разрешить конфликтную ситуацию мирным путем не удалось. Тогда, по решению бюро и совета ассоциации было принято решение обратиться с иском в судебные инстанции. С тех пор в республике действовало как бы две ассоциации товаропроизводителей с разным руководством. А в рядах самой организации наметилось условно три группировки – присоединившиеся, отколовшиеся и занявшие выжидательную позицию…
«Больше всего меня удивило молчание профессиональных неправительственных организаций, - говорит Василий Тарлев. - Большинство оставили без внимания грубое вмешательство органов государственной власти в дела общественной организации. К сожалению, Национальная конфедерация патроната, чьими учредителями мы являемся, также не высказала свою позицию и предпочла не вмешиваться в конфликтную ситуацию.
Национальная ассоциация товаропроизводителей ведет свою историю с 1994 года – сначала как ассоциация акционерных обществ, затем как реорганизованная патронатная структура в составе конфедерации. С 1998 года я не переставал быть ее руководителем, даже будучи в ранге премьер-министра – устав организации это позволял. С 2008 г. я вернулся к своим прямым обязанностям.
Сейчас Национальная ассоциация товаропроизводителей насчитывает 565 членов, 156 из них – с правом голоса. Это мощная устоявшаяся структура, и, в конце концов, все мы будем вместе, несмотря на то что многие были вынуждены подчиниться политическим играм и административному давлению. Я их не осуждаю и считаю этот период юридическим конфузом. Ведь, по существу, искусственно отстраненное руководство продолжало функционировать и представлять интересы своих членов на международной арене, хотя нашей репутации был нанесен огромный ущерб. Наша ассоциация является членом Международного союза товаропроизводителей. Мы также участвуем в международном Конгрессе промышленников и предпринимателей, насчитывающем 28 стран. Недавно я был избран вице-председателем совета этой организации, которая помогает защищать права наших предприятий на международных площадках, продвигать интересы, расширять рынки сбыта, получать долгосрочные кредиты на очень выгодных для наших членов условиях – до 7% годовых, на 5-7 лет, без банковских гарантий и залогов. Мой опыт работы и вхожесть во многие деловые круги помогает налаживать партнерские отношения с бизнес-сообществом многих стран. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой России, в процессе завершения – аналогичное соглашение с ТПП Италии».
Василий Тарлев отвергает мнение о том, что Национальная ассоциация товаропроизводителей, объединяющая предприятия разноотраслевой направленности, мыслится как некое аморфное образование, преследующее только внутренние экономические интересы своих членов. Он утверждает, что организации не чужды и общественные интересы. К примеру, ассоциация участвовала в разработке правительственной программы выхода из кризиса, а сейчас инициирует процесс объединения всех профессиональных патронатных организаций в единую лигу или альянс предпринимателей Молдовы, чтобы мобилизовать бизнес-сообщество и выступать единым фронтом в институте трехстороннего партнерства. При этом, считает Василий Тарлев, мы никого не будем загонять силой и политизировать процесс объединения – необходимо обеспечить динамичность, открытость и привлекательность новой структуры, доказывать ее влияние по всей стране, способность громко отстаивать интересы всех молдавских предпринимателей, где бы они ни находились. Нужны филиалы по всей стране, во всех районах. Необходимо открыть инвестиционный фонд, привлечь преференциальные кредитные средства и наладить систему инвестиционного партнерства, привлекая к сотрудничеству наших региональных партнеров – Россию и Украину. Есть идея провести трехсторонний форум с участием потенциальных инвесторов.
По словам Василия Тарлева, процесс объединения уже идет, и идет активно, так что возможно скоро мы услышим о создании новой бизнес-структуры. Но экс-премьер не стал до конца раскрывать скобки, по-прежнему считая себя поборником, прежде всего, государственных интересов и объединителем разноплановых формирований. Станет ли вновь созданное образование альтернативой Национальной конфедерации патроната, чтобы представлять работодателей в социальном диалоге с властями, г-н Тарлев еще не знает. Возможно реорганизованное членство и в составе нынешней конфедерации, которой требуется придать динамизм и влияние в отстаивании и продвижении интересов деловых кругов.
«Я лично участвовал в разработке закона о патронате. Это большая победа бизнеса, которая прошла не замеченной. Он дает большие возможности, которые, к сожалению, конфедерация не использует на все сто процентов. Необходимо обновление и расширение полномочий представительной организации работодателей, которую часто называют столичным клубом деловых людей. Не более. В районах о ней ничего не слышали. Между тем даже ассоциация товаропроизводителей имеет районные филиалы. Мы выйдем с требованием, чтобы исполком конфедерации отчитался о проделанной работе и предложил план дальнейшей работы. Если будет виден творческий и конструктивный посыл, мы поддержим функциональность существующей структуры. К сожалению, на последних заседаниях Национальной комиссии по трехсторонним переговорам лучшими борцами показали себя объединенные профсоюзы. В свое время я был сторонником такого объединения и усиления позиций профсоюзного движения Молдовы. Хотя многие навязывали мне позицию «разделяй и властвуй», я не сторонник ловить рыбку в мутной воде и считаю, что единая и сильная общественная организация, кого бы она ни представляла, трудящихся или работодателей, во главе с компетентным и волевым лидером принесет больше пользы обществу, чем разрозненные, приспосабливающиеся и недееспособные структуры.
Я чувствую себя комфортно в своем нынешнем положении, не претендую на должности, но не могу быть безразличным, когда творится беззаконие. Буду и впредь занимать активную позицию в продвижении национальных интересов и развитии экономики Молдовы. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Способность признавать свои ошибки и гордиться своими успехами, руководствоваться здравым смыслом, быть открытым к переменам и до конца отстаивать свои принципы, - все это присуще мне и сегодня. Я не держу зла, хочу быть полезным обществу и испытываю моральное удовлетворение, когда справедливость торжествует. Как сегодня. А что будет дальше? Поживем – увидим!».