Антон Симионел
"Победа над фашизмом – это историческое событие несомненной важности, и любых других толкований, ссылок на двусторонние отношения, более старые или более новые проблемы в данном контексте быть не должно".
Об этом говорится в заявлении Филата, которое он зачитал на брифинге во вторник
Вопрос об участии руководства и военных Молдовы в параде Победы вызвал острые споры среди политиков и в обществе. Дошло до того, что действующий президент Михай Гимпу отказался участвовать в параде, заявив, что это «парад победителей, а мы в той войне проиграли».
– Пример Польши, которая участвует в военном параде на Красной площади, как и пример Германии, которая будет официально представлена на этом событии, показательны в этом плане. Не думаю, что у Молдовы больше мотивов, чем у Германии или Польши, формулировать отдельное мнение по этому вопросу, – сказал Филат.
По его словам, решение правительства и Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) участвовать в московском параде продиктовано прагматизмом и стремлением Молдовы быть открытой для всех государств мира. В параде примут участие военные из США, Великобритании, Франции, Польши, других стран.
– Нас пригласили на событие вместе с представителями европейских стран, которые являются нашими партнерами на пути интеграции в Европейский Союз. Поэтому не следует сводить внутренние споры лишь к тому, что наша армия будет участвовать (в параде) рядом с российской армией, – сказал Филат, напомнив, что «Россия – одна из стран, с которой мы взялись строить стратегическое партнерство, это предусмотрено в программе правления, за которую проголосовали все составные части Альянса».
Филат сказал, что неучастие Молдовы в параде не решило бы приднестровскую проблему, которую не следует использовать в политических целях на фоне споров об участии в параде Победы.
Второй темой, о которой говорил Филат, стала ситуация внутри правящей коалиции.
– Я не хочу, чтобы Альянс за европейскую интеграцию повторил судьбу Альянса за демократию и реформы 1998-2001 годов. Не хочу, чтобы повторились испытания, через которые мы все прошли после 2001 года. А для того, чтобы это не случилось, мы должны слышать и уважать друг друга, – сказал Филат.
Он убежден, что АЕИ остается «сильной демократической структурой», и, несмотря на отчаянные попытки дискредитировать его, продолжит выполнять свою программу.
– Те, кто критикует Альянс за европейскую интеграцию, должны привыкнуть к тому, что у руководства страны уже находится не одна партия, в которой все решает один человек, а альянс демократических партий, где решения принимаются консенсусом, – сказал Филат.
Признав, что участники АЕИ придерживаются различных идеологий, премьер заметил: «В последнее время некоторые коллеги предпочитают выходить на публику, чтобы высказывать свои мнения, что, в конце концов, хорошо, поскольку это свидетельствует о транспарентности».
– Впредь и я буду практиковать гораздо более динамичный подход, высказывая мнения по поводу различных проблем, которые мы обсуждаем в Альянсе, – пообещал Филат.
Премьер выступил против того, чтобы внутренние споры в АЕИ его участники использовали для приобретения политического капитала. В качестве примера корректности ЛДПМ он привел отказ партии зарабатывать капитал на том, что она выступила против референдума по изменению Конституции, противоречащего мнению Венецианской комиссии и угрожавшего утратой поддержки со стороны европейских государств.
– В последнее время некоторые коллеги по Альянсу забыли о борьбе с коммунистами, и складывается впечатление, что они борются с собственным правительством... Любая попытка дискредитировать правящий Альянс вредит европейским перспективам Молдовы, – сказал премьер.