Служба информации и безопасности (СИБ) и Министерство внутренних дел (МВД) держат в секрете досье на граждан, подвергшихся репрессиям в 1941 и 1949 гг. Несмотря на то, что принятый в 1992 году Закон о реабилитации жертв политических репрессий обязывает эти учреждения периодически опубликовывать списки лиц, подвергшихся репрессиям, за 18 лет этого не было сделано, - сказал в пятницу, 30 апреля, на заседании пресс-клуба историк Михаил Ташкэ, секретарь комиссии по изучению тоталитарного коммунистического режима в Республике Молдова, передает Info-Prim Neo.
Исследователь говорит, что, хотя существует национальный архив и муниципальный архив, досье из разряда серьезных попадают в специальные государственные хранилища, в частности, МВД и СИБ. В специальном архиве СИБ хранится более 80 тысяч досье, в архиве МВД – более 170 тысяч дел.
„Эти учреждения не сотрудничают с соискателями. Каждый раз говорят, что ничего у них нет, они ничего не знают и ничем помочь не могут, несмотря на то, что закон требует периодической публикации списков. Сейчас каждый из нас может обратиться в инстанцию и подать на них в суд за нарушение закона. Эти два учреждения скрывают имена преступников, и можно только удивляться тому, что все правительства, сменившие друг друга после 1990 года, не находили в себе мужества опубликовать список”, отметил Ташкэ.
Согласно историку, в СИБ хранятся несколько тысяч досье граждан, подвергшихся репрессиям и которые еще не реабилитированы. Ежегодно реабилитируются лишь 50-60 человек. Михай Ташкэ говорит, что и в Канцелярии хранятся досье периода 1941-1991 гг. под грифом секретно, в том числе постановления Совета министров Молдавской ССР. А в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции есть неучтенное хранилище, где хранятся дела с 1944 года.
Относительно архива Компартии МССР историк сказал, что в течение месяца было рассекречено 850 досье. Еще 64 остаются под грифом секретно. „Когда я спросил в правительстве, сколько понадобится дней для рассекречивания оставшихся досье, мне ответили: десять дней, но прошло уже 2 месяца и ничего не сделано”, сказал Михай Ташкэ.
Историк говорит также, что досье, к которым он получил допуск, находятся в катастрофическом состоянии. „Как были они прошиты в 1941 или 1949 году, никто больше к ним не притрагивался, не реставрировал, не приводил в порядок. Некоторые из них прошиты прямо по тексту”, уточнил секретарь Комиссии по изучению тоталитарного коммунистического режима Республики Молдова.
Михай Ташкэ сказал, что в заключительном докладе комиссии он намерен предложить разработать государственную программу передачи этих досье специализированному институту по изучению. Также, будет предложено открыть музей преступлений коммунизма.
Председатель Ассоциации депортированных граждан Республики Молдова Валентина Стурза сказала в этой связи, что депортированные и сегодня лишены допуска к собственным досье, хранящимся в архивах МВД и СИБ. С материалами на свою семью они смогла ознакомиться только три года назад, после долгих и настойчивых требований. „Меня прямо в дрожь бросило, когда я узнала, что отца моего вначале приговорили к расстрелу и только потом пересмотрели приговор и ему дали 14 лет тюремного заключения и десять лет ссылки”, сказала Валентина Стурза.
Адвокат Александру Постика отметил, что лица, подвергшиеся репрессиям, не знают своих прав и что они не пользуются какими-то особыми льготами, как полагалось бы. Адвокат выступает за приравнение в правах депортированных лиц с ветеранами второй мировой войны и за пересмотр законодательства о возмещении конфискованного имущества. Эта задача – возмещение ущерба лицам, подвергшимся репрессиям – сейчас возложена на местные органы власти, которые не располагают необходимыми бюджетными средствами, сказал Постикэ.
Update На запрос Info-Prim Neo заместитель директора СИБ Валентин Дедю опровергнул обвинения в сокрытии досье граждан, подвергшихся политическим репрессиям. “Комиссия (по изучению тоталитарного коммунистического режима Республики Молдова – наше прим.) работает более двух месяцев в архивах СИБ, и председатель комиссии может этот подтвердить. Нашли способ изучения дел, хранящихся в специальном хранилище СИБ. Если говорить о фондах, которые хранятся у нас в специальных хранилищах, их 23 тыс. 485 единиц, которые хранятся в одном из фондов, и 48 тыс. – во втором. Доступ (членов комиссии) свободен. Возможно, Михай Ташкэ имел в виду некоторые материалы под грифом секретно, в отношении которых действует особая процедура, которую необходимо соблюдать”, заявил Валентин Дедю. По поводу тысяч жертв репрессий, которые еще не реабилитированы, вице-директор СИБ сказал, что это не входит в компетенцию представляемого им учреждения.