24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Кэтэлин Иван: Открытость румынских инвесторов по отношению к Республике Молдова – естественна
17.05.2010

Ион Тома

Румынский европарламентарий верит в общую судьбу двух государств, Румынии и Республики Молдова. Он говорит, что это может быть  реализовано лишь в качестве полноправных членов Европейского Союза. О проблемах интеграции, отношениях между соседями и молдо-румынских политических планах читайте в интервью с Кэтэлином Иваном.

Как бы Вы оценили эффективность политики соседства на этом этапе, и что еще должна сделать Молдова для того, чтобы эффекты сотрудничества с ЕС можно было прочувствовать внутри страны?

Существует широко распространенное мнение о том, что политика соседства Европейского Союза, наряду с другими региональными инициативами ЕС, не дает достаточно мотивированных политических или экономических преимуществ странам, которых они затрагивают. Возможно, Евросоюзу необходимо будет пересмотреть данные инициативы в будущем. С другой стороны, нужно учитывать, что основные усилия должны быть приложены странами-кандидатами или партнерами ЕС. Их экономическое или политическое развитие идет на пользу Евросоюзу, однако оно является, прежде всего, выражением собственного интереса.

К примеру, и в случае с Румынией требовались решительные реформы в период перед присоединением, и не только потому, что Европейскому Союзу нужна была страна, совместимая с европейскими нормами и ценностями, но и потому что это было в интересах Румынии, чтобы разрыв в экономическом, политическом и социальном развитии был как можно меньше.

В определенном смысле намерение присоединиться к структурам ЕС ставит любое государство в очень выгодное положение. На данный момент намерение является, возможно, наиболее значимым, а Молдова кажется решительно настроенной сделать этот шаг, что может быть ей только на пользу. Европейский путь, в который отправилась Республика Молдова, представляет собой путь к модернизации государства и его структур.

В своем блоге Вы написали, что Молдове не нужны пафосные декларации и медали, и что "поддержка Румынии должна быть профессиональной, технической, объективной и ответственной". Что это означает?

Мы должны понимать, что Молдова никогда не вступит в ЕС только потому, что этого хочет Румыния. Поэтому я говорю, что лобби Румынии в ЕС должно быть продуманным, прагматичным и заслуживающим доверия. Необходима поддержка всех 27 государств-членов, а эта поддержка не может быть получена за счет аффективных, эмоциональных аргументов. Поэтому я считаю, что визиты некоторых румынских политиков в Кишинев в желании создать имидж спасителей молдавского народа вредны, прежде всего, для самой Молдовы. Молдове не нужны мессианские политики типа Траяна Бэсеску. Не за счет помпезных визитов, напыщенных заявлений и медалей станут лучше жить молдавские граждане. Поддержка Румынии должна быть профессиональной, технической, объективной и ответственной. Германия, Франция, Великобритания, Испания, Италия и другие страны принимают решения на основании политических, экономических и геостратегических расчетов, которые хладнокровно, объективно показывают, может Молдова быть принята в европейскую семью или нет. До тех пор, однако, предстоит проделать большую работу, и я чувствую себя обязанным поддержать усилия молдавской дипломатии последнего времени. Недавно я читал интервью председателя Комиссии по внешней политике и европейской интеграции Парламента Республики Молдова Игоря Кормана одному из румынских изданий, и был рад обнаружить этот европейский подход, сдержанный, профессиональный, который должен быть у всех нас, когда говорим о таких важных вещах, как будущее нации.

Почему румыны так мало знают о молдавских реалиях?

Не думаю, что ситуация настолько драматична – напротив, возможно дела обстоят все лучше и лучше в этом плане. Все больше румын знают и интересуются тем, что происходит в Молдове. В течение долгого времени Молдова не переставала быть "сестрой" Румынии, а осознание общей исторической судьбы, культуры и традиций, которые нас связывают, являются очень мощной связующей субстанцией, которая постоянно сохраняла контакт румын с реалиями жизни в Молдове. Правда, доступ к информации не всегда был легок. Сейчас у нас есть все больше каналов для обоюдного общения, а эра информационных технологий позволяет сделать сближение между двумя странами практически естественным.

Посредством сетей Twitter, Facebook, Youtube или же классических поездок румын в Молдову или молдован в Румынию, общение становится все более функциональным. Помимо всего этого, не стоит забывать о все возрастающем числе лицеистов и студентов из Молдовы, которые приезжают в Румынию, видят, что означает Европейский Союз, и хотят привезти домой его частичку. Возможно больше, чем простые рассказы или знания о Румынии, молдавские ученики и студенты привозят домой в свои семьи веру, что и в Молдове дела могут идти лучше. Эта вера, возрастающая в арифметической прогрессии, сильнее любой предвыборной, рекламной кампании или кампании по запугиванию, которые могли бы вынудить Молдову свернуть с европейского пути. Мне с трудом верится, что подобные моменты может проследить какой-то журналист или представитель государственных структур Румынии или Молдовы. И все же они существуют, разрастаются и пропагандируются в эффективном пространстве. Мне трудно поверить в то, что в долгосрочной перспективе Румынии может быть хорошо, а Молдове плохо.

Я верю в общую судьбу этих двух стран, а это может быть реализовано лишь в Европейском Союзе. Нам следует учиться на ошибках прошлого и быть мудрее в будущем.

Один из моих друзей как-то сказал мне, что ему не удалось получить румынскую визу, зато он получил визу Шенген с тем же пакетом документов, которые ранее представил в румынское консульство. Как так получается, что виза в Румынию стала роскошью для большинства граждан РМ?

К сожалению, это индивидуальная ситуация, и мне сложно высказаться по этому поводу. Я могу сказать о ситуации в целом, где, как я думаю, существует две различные проблемы. Первая касается исключительно бюрократических или политических проблем, присущих любому подобному процессу. Если они существуют, нашей задачей является их устранение, и, надеюсь, все, что может быть сделано в этом направлении, уже запланировано или даже исполняется.

Вторая проблема является долгосрочной. Требования для получения  визы в Румынию, которая дает доступ во все страны Европейского Союза, устанавливаются не только Румынией. Несмотря на очень хорошие отношения с Молдовой, при выдаче виз Румыния должна учитывать интересы, нужды и требования всех стран-членов ЕС.

Какова на данный момент судьба договора о границе и базового политического соглашения, о которых много говорилось во времена предыдущей власти, и не особо вспоминает нынешнее руководство Молдовы?

Думаю, что их исчезновение из дискурсивной повестки как раз отражает смену приоритетов в двухсторонних отношениях. В то время как бывшее руководство Молдовы представляло подписание этих документов, носящих относительно широкий технический характер, как знак сдержанности Румынии в налаживании более глубоких отношений, вопрос о договорах автоматически становился  политическим аргументом. В каком-то смысле провоцировался миф о "внешнем враге", который якобы мог препятствовать европейским устремлениям Молдовы. Сегодня же, когда отношения, во всей видимости, следуют благоприятным курсом, тот факт, что эти два договора находятся в центре внимания прежде всего специалистов, а не политиков, является положительным сигналом, что не может не радовать.

Вы как-то говорили, что Приднестровье также является препятствием на пути европейской интеграции РМ. Как Вы считаете, в какой мере смена власти в Киеве может повлиять на урегулирование этой проблемы?

Новое руководство Украины, по всей видимости, настроено на улучшение отношений с Россией. Так, первые публичные шаги новой власти, наряду с важными риторическими знаками, были сделаны именно в этом направлении. И все же, думаю преждевременно высказываться о политике Украины по приднестровской проблеме. Помимо улучшения отношений с Россией украинское политическое руководство должно защищать и национальные интересы. Так, вероятно и они начнут вести свою собственную политическую линию, возможно не столь очевидную, которая не совсем будет соответствовать всем предвыборным обещаниям Виктора Януковича.

В заключение могу сказать, что определенный ответ на данном этапе был бы преждевременным. В будущем все может проясниться.

Недавно в Кишиневе открылся румынский телеканал. Что-то изменилось, как бы Вы объяснили с политической точки зрения этот интерес румынского медийного бизнеса к Молдове?

Открытость румынских инвесторов по отношению к Молдове все же естественна – в отличие от других рынков, молдавский предоставляет румынским инвесторам конкурентные преимущества. Нет языкового барьера, есть большое количество профессионалов, большинство из которых обучались в Румынии и знакомы с типом прессы, практикующимся в румынских СМИ, есть аудитория со схожими вкусами. Более того, новые технологии благоприятствуют расширению и развитию бизнеса в СМИ. Румыния и Молдова не первые европейские страны, в которых созданы многонациональные медийные трасты. Так, думаю, что тенденция к расширению многих европейских предприятий, в особенности в зоне стран, присоединившихся к Европейскому союзу в 2004 и 2007 году, активизируется после преодоления всемирного экономического спада.

Думаете, что ЕС будет готов принять еще больше эмигрантов из Молдовы в случае возможного открытия границы?

Реальность заключается в том, что проблему иммиграции в ЕС в настоящее время  чрезвычайно сложно решить. Сегодня просто напросто не существует европейской политики в данной области как таковой. К примеру, многочисленные отклонения в сфере доступа к рынку труда граждан из недавно присоединившихся к Евросоюзу стран показывают, что по-прежнему принимается во внимание восприимчивость каждой страны в отдельности. Во многом, единая европейская миграционная политика далека до реализации. Особенно в этот чрезвычайно сложный с экономической точки зрения период, боюсь, что либерализация доступа на европейский рынок труда маловероятна. Более того, существуют европейские тенденции, особенно среди скептичных течений, очень критично настроенные к проблеме иммиграции. Одной из важных тем предвыборных кампаний, проходивших в странах ЕС, была проблема доступа иностранных рабочих на национальные рынки труда. Безработица, очень высокая во многих странах, приводит к пропорциональному возрастанию протекционистского, национального давления. В настоящее время проблема открытия границ не рассматривается в числе приоритетных. И все же, когда она будет обсуждаться, я уверен, что Молдова может положиться на поддержку Румынии.


 
Количество просмотров:
1243
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.