Журналисты «Панорамы» попытались разобраться в том, что стало поводом для вызова детей и родителей на беседу с правоохранительными органами.
Подарки получали другие
После того как информацию о допросах несовершеннолетних растиражировали некоторые СМИ, депутат от Партии коммунистов Вадим Мишин отправил на имя министра МВД Виктора Катана депутатский запрос, где отмечалось, что «в возглавляемую им комиссию поступили многочисленные сигналы вопиющего нарушения прав человека со стороны сотрудников комиссариата полиции муниципия Бельцы».
«Эти нарушения связаны с приглашением в комиссариат детей в возрасте 10-14 лет и проведением с ними бесед об их отношении и участии в пионерской организации. Сам факт вызова ребенка сотрудником полиции по этому вопросу есть грубейшее попрание всех норм морали и этики, а также прямое нарушение действующего законодательства», – говорится в запросе.
Начальник управления по информированию и связям с общественностью Министерства внутренних дел Кирилл Моцпан уточнил, что поводом для бесед с детьми послужили поступившие в полицию жалобы, в которых шла речь о том, что несколько лет подряд дети из социально незащищенных семей Бельц должны были получить денежную помощь и подарки от примэрии муниципия, но не получили их.
Полиция выясняет у этих детей, достались ли им подарки. Инсинуации, что дети допрашиваются в связи с участием в пионерской организации, нелепы, – считает Кирилл Моцпан.
В свою очередь, старший юрист бельцкого комиссариата Оксана Рябой сообщила местной газете «СП», что 5 мая в комиссариат поступило сообщение от начальника территориального бюро госканцелярии. В нем сообщалось о необходимости проверки законности выдачи подарков к Новому году детям из малообеспеченных семей и некоторым членам пионерской организации Бельц. Средства выделялись из соцфонда.
В ходе проверки было собрано около ста объяснений от детей, чьи фамилии фигурируют в списках, приложенных к сообщению начальника госканцелярии. И выяснилось, что большинство из них не входят в число малообеспеченных семей. Кроме того, никаких подарков они не получали. На основании собранной информации, как пояснили в следственном отделе, было «начато уголовное преследование по признакам преступления, предусмотренного статьей 191 УК РМ (присвоение чужого имущества)».
В качестве свидетелей в присутствии родителей в минувший вторник были допрошены несколько учеников гимназии №7. А вечером 19 мая планировалось допросить некоторых учащихся лицея имени В. Маяковского.
От имени пионерских друзей...
Как пояснила «Панораме» старшая пионер-вожатая Бельц Любовь Фирсова, подарки детям все-таки раздавались. Притом от имени пионерской организации.
– В городе более тысячи пионеров. Ежегодно в канун Нового года наша организация раздавала ребятам из социально незащищенных семей конфеты и прочие сладости. Однако, поскольку на новогодние утренники приходили не все, мы вынуждены были давать подарки лишь тем, кто являлся на мероприятия. А приходили и те, кому, так сказать, подарок не положен. Ну как же можно было не дать подарок малышам, которые приходили на наши праздники? – недоумевает Фирсова.
Старшая пионер-вожатая уточнила, что раздавались подарки, которые поступали в пионерскую организацию как из отдела социального обеспечения Бельц, так и от местных предпринимателей.
Не политический узник
Некоторые СМИ косвенно указывали на то, что вся шумиха вокруг бесед полиции с пионерами специально раздута вице-примаром Бельц Александром Усатым, который пытается превратить уголовное дело в политическое и, таким образом, скрыть историю не очень сомнительной раздачи подарков.
Сам Усатый в беседе с «Панорамой» опроверг информацию, что он имеет хоть какое-то отношение к раздаче подарков. В примэрии он якобы никогда не занимался выдачей гуманитарной помощи, а потому политического узника из себя не строит.
– Политические вопросы задавали как раз работники полиции. Какая им разница, в какой общественной организации состоят дети? – спрашивает Усатый.
По его словам, выдачей подарков занимался Фонд социальной поддержки населения.
– Насколько мне известно, в эти списки включали детей из социально уязвимых семей. А я, как зампримара, курирующий вопрос образования, здравоохранения, культуры, молодежи и спорта, приехал в день допроса к полицейской опорке с целью выяснить, на каком основании детей приглашали на беседу с полицией, – сообщил Усатый.
«Дело уголовное, а не политическое»
В понедельник «Панорама» получила письмо из Бельц от одной из матерей, ребенка которого вместе с ней также вызывали на беседу в местное отделение полиции.
«Мой сын оказался замешан в скандале, который из обычного воровского неожиданно превратился в политический», – сетует в письме женщина, попросившая не называть ее фамилии.
Далее автор письма сообщает:
«Во вторник, 18 мая, к нам пришел сотрудник отдела по делам несовершеннолетних и принес повестку. В ней сообщалось, что мы с сыном должны явиться 19 мая в опорный пункт «Юбилейный».
Он объяснил, что речь идет об уголовном деле, и мы являемся свидетелями. В отношении кого ведется следствие, сотрудник полиции не рассказал, но я поняла, что речь идет о некоторых работниках примэрии.
По словам полицейского, в руках правоохранительных органов оказались списки детей, по которым они, в том числе и мой сын, получали подарки на Новый год в течение трех лет: в 2007, 2008 и 2009 годах, как члены малообеспеченных семей. Деньги на них выделялись из соцфонда.
Наша задача заключалась в том, чтобы подойти в опорный пункт в назначенное время с 16.00 до 20.00 и подтвердить либо опровергнуть факт, что ребенок эти подарки получал.
Мой сын никаких подарков от примэрии не получал. И семья наша материально вполне благополучная, а потому в гуманитарной помощи ни от кого мы не нуждаемся. Именно это я и собиралась сказать следователю во время визита в опорный пункт. Однако, когда мы с сыном подошли ко входу, там уже шло настоящее шоу.
У опорного пункта вице-примар Александр Усатый развернул бурную деятельность – раздавал интервью Бельцкому телевидению и еще одному коммунистическому информагентству. Именно он связал вызов родителей с детьми в полицию с отмечаемым ранее 19 мая Днем пионерии и назвал все происходящее политическими репрессиями. О том, что в сфабрикованных списках фигурируют в основном члены пионерской организации, я узнала уже только там. Полицейский, вручая повестку, ничего об этом не говорил.
Все дети пришли с родителями. Без присутствия взрослых не беседовали ни с кем.
Журналисты телевидения не давали работать полиции. Полицейские ждали, когда вице-примар и операторы уедут, но те продолжали стоять у входа. Из-за этого мы с сыном не попали на беседу. Тогда всех, с кем полицейские не успели поговорить, отправили домой и пообещали пригласить в другой раз, но уже не в опорный пункт, а в следственный отдел.
Очень неприятно, что наших детей втянули в это дело нечистые на руку чиновники. Но еще более неприятно, когда детей используют политики в своих грязных политических играх. Причем и те, и другие — одни и те же лица. Надеюсь, что полиция не остановится, и виновные получат по заслугам».