Александр Алтаев, Степан Безлошадный
Весь тот день в Сороках шел дождь, потому в крепости было немного посетителей. Пришли несколько рыбаков, которых загнала туда непогода, да в военной церкви, расположенной в центральной башне, экскурсоводы рассказывали школьникам историю Сорокской крепости.
На экскурсию мы не успели, зато побывали в самой церкви - впервые в нашей журналистской биографии.
Церковь Св. Георгия
Церковь маленькая и аскетичная: никакой росписи стен, из атрибутов - небольшой иконостас. «Его привезли из Румынии в 2002 году, - сказала руководитель школьной экскурсии, - а нанести роспись еще не успели». Церковь находится в надвратной башне, пол церкви - потолок входной арки ворот. Возле иконостаса - справа и слева - углубления в стене. Предполагают, что здесь находился механизм подъема ворот. Пока это предположения, но углубления очень похожи на основание подъемного механизма. «А более подробно вам расскажет Николай Булат, - улыбнулась учительница. - Он знает о крепости абсолютно все».
Николай Булат
Дождь оказался нам на руку – нам удалось поговорить с Николаем Булатом, директором Историко-краеведческого музея Сорок и, по совместительству, смотрителем и экскурсоводом крепости. «Приехали бы вы завтра, разговор вряд ли получился - запланировано несколько экскурсий, - объяснил Николай. - А сегодня из-за дождя людей мало».
Еще Николай Булат – автор нескольких книг по истории Сорок и внушительной монографии по истории Сорокской крепости. И не только. Румынское правительство наградило его орденом «Звезда Румынии» за пропаганду истории, а его имя занесено в британское издание «Тысяча интеллектуалов планеты».
«Мне пришло письмо из Кембриджа, из Международного биографического центра, - рассказывает Николай. - Кто, я? Среди тысячи интеллектуалов? Я решил, что это розыгрыш, но спустя несколько месяцев приходит ответ: я оказался одним из тысячи интеллектуалов мира. Американцы издали энциклопедию с биографиями известных людей, и туда я тоже попал».
Да, неожиданно встретить такую неординарную личность в сыром, оштукатуренном погребе, где когда-то держали порох и боеприпасы.
Вначале крепость была деревянной
Именно порох и орудия изменили принципы фортификации. Ядра легко разрушали деревянные крепости, и на смену им пришли крепости из камня. Считается, что деревянную сорокскую крепость построили при Штефане чел Маре, в 1499 году. Но Николай Булат предполагает, что деревянная крепость появилась в Сороках лет на сто раньше. В те годы войны случались часто. Бывало, заканчивалась одна война, и почти сразу начиналась другая. Крепость в Сороках была необходимой стратегической «занозой» на пути завоевателей. Поэтому логично предположить (опираясь на косвенные факты), что крепость минимум на сто лет старше.
Сорокский замок
В отличие от деревянной предшественницы, дата основания каменной сорокской крепости известна точно. Ее построили в 1543 году при господаре Петру Рареше. В одном издании крепость назвали типичным представителем молдавской средневековой архитектуры. «Как же, молдавской архитектуры! - тут же сказал Николай Булат. - Как раз в Сорокской крепости никакой молдавской архитектуры нет. Все следы европейской замковой архитектуры. Потому что Сорокская крепость - это замок, очень типичный для Западной Европы». А крепости начали строить спустя 100 лет после строительства Сорокского замка. Там совсем другая идеология фортификации – система бастионов и рвов с центральной цитаделью.
Есть два письма Петру Рареша в трансильванскую Быстрицу. Он просит прислать в Сороки мастеров и строителей, чтобы строить каменную крепость. «Видите, господарь искал специалистов не в Молдове, их тут не было, - говорит наш собеседник. – Строил крепость какой-то европейский архитектор, может быть, британский. Если мы обратим внимание на европейские замки, то увидим их большое сходство с Сорокской крепостью: массивная квадратная башня над входом и 4-5 круглых башен поменьше. Даже размеры совпадают. Знаменитый английский замок Рестормел имеет 34 метра в диаметре. У нас - 30. Высота стен и там и тут – 18 метров».
Все замки были небольшими и прочными. Англичане называли их «ракушками» из-за характерной архитектуры и прочности стен. И для того времени такая замковая архитектура была весьма характерна для Великобритании. Каждый британский лорд стремился построить собственный замок. Их сохранилось до наших времен более сотни. А в Восточной Европе Сорокская крепость такая всего одна. В этом ее уникальность.
Строители подняли на два метра пол крепости - защита от влаги и огня орудий. По тактике того времени пушки обстреливали основание крепости - пробивали ядрами в стене пролом, в который ворвется пехота осаждающих. Два дополнительных метра высоты сводили на нет все старания артиллерии. Кроме очень прочных стен – 3,5 метра толщиной, по их внутреннему периметру - первый этаж или ярус – проходили погреба для пороха, ядер и съестных припасов. Второй этаж - каменные казармы и третий этаж - деревянная галерея. Следы деревянной галереи - крупные квадратные отверстия для бревен – видны вдоль верхней кромки третьего яруса.
Сражения
Самое знаменитое сражение, выпавшее на долю Сорокского замка, пришлось на 1692 год, когда цитадель находилась в руках поляков. Польша захватила крепость за год до сражения, а оставшийся в Сороках польский гарнизон не сидел сложа руки. Поляки выкопали в крепости новый колодец, углубили крепостной ров, от которого теперь не осталось и следа, обнесли Сороки новым рвом и, как предполагает Николай Булат, выстроили вдоль него защитную стену. Две недели, с 27 сентября по 9 октября, 1200 польских солдат отражали атаки турок. Потери заставили осаждавших отступить, а командир польского гарнизона Кшиштоф Раппе своей храбростью и продуманной тактикой прославился на всю Европу.
Но турки не успокоились и вернулись под Сороки в следующем году. С ними был и господарь Молдовы Дмитрий Кантемир. Он видел крепость издалека и потом в воспоминаниях писал, что Сорокская крепость квадратная и ее стены сделаны из кремния, заставляя ядра отскакивать от стен. «Да, кремния здесь много на берегу, - рассказывает Николай Булат, - но стены крепости сложены из мела, а он отличный амортизатор, потому ядра и отскакивали». 40-дневная осада закончилась победой турок. Они перекрыли водовод, снабжавший крепостные колодцы водой и, оставшись без воды, осажденные сдались.
Последний раз крепость была в деле в 1711 году, во время Прутского похода российского императора Петра I. А в период русско-турецкой войны 1738 года крепость сильно горела и с тех пор не восстанавливалась - взгляд на принципы фортификационного строительства в первой половине XVIII века сильно поменялись, и Сорокская крепость утратила свое оборонное и стратегическое значение.
Колодцы крепости
Посетителей удивляет, что на такой маленькой территории два колодца - квадратной формы и круглой. «Необычно то, что квадратный колодец - молдавский, а круглый - польский, - объясняет Валентина Булат, коллега, сподвижник и жена Николая Булата. - Как раз все наоборот: для славянской культуры характерны квадратные колодцы, а для молдавской - круглые. Молдавский колодец находится как раз напротив входа в бывший пороховой погреб, и практичные поляки решили, что это неудобно. Они вырыли свой, круглый колодец, не заглушив, однако, молдавский». Так они сохранились до сегодняшнего дня, но молдавский забран решеткой, и на дне его блестит вода, а польский – действующий, под деревянной крышей и ведром на цепи. При нас два парня и девушка набирали из него воду.
Первая реставрация
Восстанавливать крепость взялись спустя 230 лет после ее пожара - в 1968 году. «Скорее, это была не реставрация, а консервация, проведенная архитектором Войцеховским», - говорит Николай Булат. Восстановили стены, башни и с правой стороны от входа все погреба. Деревянная крыша самой большой, надвратной башни далека от исторической формы, как и крыша над первой башней справа от надвратной. В ней установили металлическую лестницу для посетителей.
«Я приехала сюда в 1973 году еще студенткой, - рассказывает Валентина Булат. - Как раз шли реставрационные работы, но строители пустили нас внутрь. Помню, вместо металлической лестницы была деревянная». Валентина Булат показывает на внутренние стены крепости: «Видите, темный камень - это старая крепостная стена, а красный кирпич и светлый, невыветренный камень - это уже реставрация».
Вторая, возможная, реставрация
«Вам повезло, - сказал Николая Булат, доставая из стола большой белый альбом. - Должны были приехать за проектом реставрации, но не приехали из-за дождя. И у вас есть возможность увидеть, какой будет восстановленная Сорокская крепость».
Евросоюз выделил большие деньги на реставрацию исторических памятников Румынии, Молдовы и Украины. На конкурс представили свыше 400 проектов с примерной сметой реставрационных расходов. Сейчас, после предварительного отбора, среди прочих остались три крепости: Хотин на Украине, Сучава в Румынии и Сорокская крепость. По подсчетам, на полную реставрацию Сорокской крепости требуется 2 млн. евро.
Проект реконструкции крепости разработал архитектор Серджиу Кыржа - тоже сорочанин. Крепость предлагается восстановить в первоначальном виде, какой ее построили более 500 лет назад: остроконечные деревянные крыши на башнях, все внутренние постройки крепости - погреба первого яруса с левой стороны от входа (с правой восстановлены в 70-х годах прошлого века), второй ярус - каменные казармы, и деревянные галереи третьего яруса. «Но нам предъявили претензии, - рассказывает Николай Булат, - что мы представили не весь проект, и получается, деньги нам могут дать не все. Тогда мы восстановим только небольшую часть – примерно пятую часть внутренних построек, с левой стороны от входа. Эта часть не реконструировалась в 70-х годах, и внутренние постройки двора так и стоят разрушенные. Надеюсь, теперь восстановим. Дали бы деньги. Ждем!»