Станислав Лужанский
По пути на интервью с главным «гаишником» Молдовы Георгием Ботнарюком автор этой статьи сделал несколько снимков.
Планировалось поговорить о проблемах, связанных с неправильной парковкой, поэтому недалеко от Главного управления дорожной полиции по улице Василе Александри были сфотографированы автомобили, припаркованные на тротуаре почти вплотную к стенам домов. Жители Кишинева знают – «словить» такие кадры очень просто. «Стояночное свинство» по отношению к пешеходам можно встретить повсеместно.
- Почему же наглых автолюбителей никто не наказывает и пешеходам приходится с трудом пробираться между автомобилями и домами, а то и вовсе выходить на проезжую часть?
Мы просто не успеваем, – говорит начальник Управления дорожной полиции Георгий Ботнарюк (в дальнейшем Г.Б.), рассматривая только что отснятые мною кадры.
Г.Б. – Периодически дорожная полиция проводит рейды, но у нас элементарно не хватает сотрудников, чтобы наказывать всех нерадивых водителей. Кстати, с понедельника инспекторы используют новый метод работы с нарушителями правил стоянки. Авто снимают на видеокамеру, затем владельцу отправляют повестку с указанием правонарушения и фотографией. Это более быстрый способ привлечения к ответственности, нежели снятие номерных знаков.
- Как вы относитесь к гражданской инициативе наклейки на лобовые стекла автомобилей водителей, не уважающих пешеходов, больших стикеров с надписью «Мне плевать, я паркуюсь, хочу где»?
Г.Б. – Не знаю – правильно ли это с точки зрения уважения прав собственников автомобилей? Видно, эта проблема сильно злит граждан, раз они выдвигают такую идею.
- На некоторых улицах Кишинева, например на тротуаре улицы Пушкина, недавно появилась разметка, которая в оставляет очень мало места для прохода пешеходов. Выходит, дорожной полиции нет дела до пешеходов?
Г.Б. – Мы тут не при чем. Разметка, о которой идет речь, нанесена с нарушениями. Организация парковочных мест находится в компетенции примэрии, которая и сделала эту разметку. С дорожной полицией данные действия не были согласованы. Дорожная полиция неоднократно направляла предписания Управлению транспорта и дорожного хозяйства с требованием ликвидировать разметку, но ответа мы так не получили.
- Выходит, исправить ситуацию с парковками полиция не может?
К разговору подключился подчиненный Георгия Ботнарюка, начальник управления дорожного надзора Сергей Кэпэцинэ (в дальнейшем С.К.).
С.К. – Столица предназначена для движения ста тысяч автомобилей, однако в настоящее время кишиневские улицы эксплуатируют около 240 тысяч единиц транспорта. Еще более 100 тысяч посещают город транзитом. Ситуация не изменится, пока местные власти не решат вопрос со строительством многоярусных парковок, прежде всего в центре города. По нашим расчетам, четыре стоянки на 500 мест в центральной части должны снизить остроту проблемы заторов. Чиновники примэрии заявили, что планируется строительство стоянки на 500-600 мест в районе центрального рынка. Уже возводится паркинг возле торгового центра SunSity. Есть даже идеи по сооружению стоянки под площадью Великого Национального собрания.
Город невозможно избавить от автомобильных пробок и без обновления светофорного оснащения. Нужно переходить на технику, позволяющую менять свою программу в зависимости от интенсивности движения.
- Считаете, городскому бюджету это по карману? Каждый светофорный объект обходится Кишиневу не менее чем в миллион леев.
С.К. – Финансовые вопросы полицию не должны интересовать. Но менять светофоры необходимо. Большая часть из них произведена в 60-х годах, их эксплуатационный ресурс давно исчерпан. Благо, в 1999 году была произведена модернизация светофоров в центральной части города.
- Пока построят многоярусные платные парковки и, надеемся, появятся «умные» светофоры, придется мириться с парковочным безобразием в столице?
С.К. – Муниципальный совет должен утвердить схему парковок. Предложено временно, там где это возможно и до того, как будут возведены многоярусные стоянки, отвести парковочные места на части тротуаров и территории зеленых насаждений. После утверждения схемы будет нанесена разметка и установлены дорожные знаки.
Помимо этого, скоро на помощь дорожным инспекторам придут камеры видеонаблюдения, которые планируется установить по всей республике. Наибольшее их число – 500-600 – будет констатировать нарушения в Кишиневе. Еще по три-четыре камеры появятся на каждой из 59 национальных дорог. Надеюсь, эти планы будут воплощены в жизнь, и тогда работа дорожной полиции намного облегчится. Куда меньше станет и нарушителей. Снизится число нареканий на Управление дорожной полиции со стороны участников дорожного движения, ведь будет исключен субъективный фактор – общение с инспектором.
- Не планируется ли оборудование в столице велодорожек для стимуляции этого вида транспорта и снижения автомобильной нагрузки?
С.К. – Вне сомнений, велосипед обладает рядом достоинств. Прежде всего это экологический вид транспорта. Однако, к сожалению, из-за существующих параметров городских улиц велодорожки в ближайшем будущем не появятся.
- Прошло уже больше года со времени введения в действие Кодекса о правонарушениях. Кроме того, почти год назад вступили в силу новые Правила дорожного движения. Как это повлияло на безопасность дорожного движения?
Г. Б. – За пять месяцев после введения в действие Кодекса о правонарушениях количество ДТП сократилось на 12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Соответственно снизилось число смертей на дороге – на 13,5%, пострадавших – на 16,7%. Можно утверждать, что изменения в законодательстве повысили дисциплину участников дорожного движения. Но не только значительное ужесточение наказания, но и изменение производства по делам о правонарушениях позволили добиться того, что дел о правонарушениях в области дорожного движения стало меньше.
Есть и резервы для улучшения показателей. К примеру, в правительстве находится проект положения о порядке изъятия припаркованного с нарушениями транспортного средства и размещения его на специальном участке. Эвакуацию транспорта планируется доверить частным экономическим агентам. Так делается во всех развитых странах.
- Некоторые автомобилисты заезжают в городские парки, мешая остальным отдыхающим. Люди, например, жалуются, что возле озер лесопарковой зоны между Рышкановкой и Чеканами водители моют свои автомобили. Почему дорожная полиция никак не влияет на эту ситуацию?
Г.Б. – Дорожная полиция не следит за соблюдением законодательства в парках, которые являются зонами закрытого типа. Этим занимается патрульная полиция и другие контролирующие органы.
– В некоторых дворах жильцы самовольно устанавливают так называемые «лежачие полицейские». Иногда люди переусердствуют. Каков порядок установки таких объектов?
Г.Б. – Придомовую территорию мы также не контролируем. Все связанные с этим вопросы решают жители домов. Установку же «лежачих полицейских» на общественных дорогах, например вблизи школ, детских садов, нужно согласовывать в ряде органов, в том числе в дорожной полиции, а само сооружение должно соответствовать определенным стандартам.
Из здания Управления дорожной полиции я вышел в приподнятом, несмотря на проливной дождь, настроении. Еще бы, теперь я знаю, что ситуация с парковками скоро должна улучшиться. Протискиваясь между крыльцом какого-то офиса и бампером солидного «Ауди», я поймал себя на мысли, что привычное желание поцарапать дорогое авто исчезло. «Ничего, все наладится. Надо подождать», – подумал я, обходя стоящую на «зебре» маршрутку.