Сергей Назария, Исполнительный директор Ассоциации историков и политологов «Pro-Moldova»
Объявление врио президентом Гимпу 28 июня «днём советской оккупации Бессарабии» является, в первую очередь, попыткой объявить саму эту государственность не легитимной и дополнительно подчеркнуть, на этот раз в «президентском декрете», о «румынском характере» «румынской земли Бессарабии».
28 июня является одним из основных символов молдавской государственности. В этот день в 1940 году, мирным путём, в соответствии с существующим международным правом был окончательно решён бессарабский вопрос.
Завершилась 22-летняя аннексия территории Молдавской Республики, осуществлённая полуфеодальной румынской олигархией в начале 1918 года. В результате этого молдавский народ получил возможность восстановить свою государственность в составе советского многонационального государства, что и сделал 2 августа 1940 года. Следует отметить, что и 27 августа 1991 года, когда была провозглашена независимость Республики Молдова, также явилось прямым политическим юридическим следствием событий июня-августа 1940 года из истории молдавского народа.
Последующие события – нападение 22 июня 1941 года Румынии на Советский Союз в качестве сателлита гитлеровской Германии явились попыткой переиграть ситуацию и вернуть себе Бессарабию, однако, исходя из принципов международного права, их нельзя квалифицировать в качестве продолжения т.н. бессарабского вопроса. С этих позиций, стремление Румынии решить свои территориальные проблемы после 22 июня можно интерпретировать лишь как агрессию против соседнего государства с целью аннексии его международно-признанной территории. И этот факт румынская элита прекрасно осознавала.
Объявление врио президентом Гимпу 28 июня «днём советской оккупации Бессарабии» является, в первую очередь, попыткой объявить саму эту государственность нелегитимной и дополнитекльно подчеркнуть, на этот раз в «президентском декрете», о «румынском характере» «румынской земли Бессарабии».
Фашистсвующий Гимпу и компания ненавидят всё молдавское и стремятся стереть из памяти народной даже воспоминание о молдавском духе. Это не кто-либо назвал этого деятеля фашистом, это он сам открыто поставил себя в фашистский строй рядом с Гитлером и Антонеску, заявив что 9 мая был среди побеждённых. Его идеал – это фашисткий палач и военный преступник Ион Антонеску, его праздник – это 22 июня 1941 года, его печаль – это 28 июня 1940 года, а его трагедия – это 9 мая 1945 года. Его герои – нацистские канибалы давно осуждённые всем цивилизованным человечеством.
В современном цивилизованном обществе ни один уважающий себя человек не подаст руки таким людям. Правда данным действом, в-первую очередь, он подставил своих «партнёров» по коалиции и, уже во-вторых, столь ненавидимую им Молдову.
Однако этому морально-политическому маргиналу недолго остаётся до того момента, когда он превратится в политический труп, отправившись вслед за Друком, Лари, Мошану и Матейчуком в политическое небытие.
Что касается финансовых и иных претензий к России, то все они абсурдны и их даже не следует комментировать.