|
|
|||||
Интервью
Ион Тома Директор Института общественной политики рассказывает о предвыборных опросах и шансах на консолидацию политических полюсов перед выборами. Почему юстиция остается одной из основных нерешенных проблем молдавской демократии, и как может выглядеть молдавская политическая сцена после референдума, читайте в интервью с Аркадием Барбэрошие.
Почему так много дискуссий велось по поводу даты проведения референдума по изменению Конституции? Так важно, когда он состоится? Как Вы считаете, как будет выглядеть молдавская политическая система после референдума? Молдавскую политическую систему необходимо будет и дальше совершенствовать. Если президент будет избираться непосредственно народом, тогда необходимо будет поработать над разделом о полномочиях, с тем чтобы избежать дублирования полномочий президента, премьер-министра и спикера. Только строгое разделение власти сможет исключить возможность конфликта между этими тремя институтами. В нынешней же ситуации предлагается лишь изменение механизма выбора президента, полномочия остаются неизменными. Я думаю, это может породить конфликты, по крайней мере, между президентом и правительством. Такой опыт у нас уже был. Коммунисты говорят, что все эти изменения законодательства о выборах подрывают доверие к государственным институтам в глазах людей. Думаете, что подобная позиция оправдана? Почему?
Я не проводил ни одного опроса с целью узнать, довольны ли люди или нет государственными учреждениями, только потому, что они оказались в конституционном кризисе. По этой причине я не могу прямо ответить на этот вопрос. Можем ли мы ожидать разительных перемен после осенних выборов? Если судить по сегодняшней ситуации, то не стоит ожидать драматических перемен. Однако если ситуация изменится, к примеру, если господин Воронин уйдет в отставку, тогда, конечно, изменения будут существенные. Опросы показывают снижение популярности трех составляющих Альянса за европейскую интеграцию. Как Вы думаете, почему это происходит? Опросы на самом деле показывают снижение популярности лишь одного формирования Альянса, а именно Альянса "Наша Молдова". В тоже время уровень доверия к ЛП и ДПМ более менее стабилен, а доверие к ЛДПМ немного увеличилось. По мне, это нормальное положение дел: АНМ пока что не проявляет какой-либо активности, может быть в ходе избирательной кампании он оживится, будет работать лучше и станет более заметным. То же относится и к Демпартии. ЛП, я думаю, достигла стабильности своего электората. Рост популярности ЛДПМ очевиден, поскольку г-н Филат возглавляет правительство, на него направлено все внимание средств массовой информации, его заявления носят в том числе и предвыборный оттенок. В этих условиях, я думаю, вполне возможно, что уровень доверия к ЛДПМ в опросах вырастет и до 25%. Парламент разрешил создание предвыборных блоков. Как Вы думаете, какие формирования могут объединиться на выборах?
Вполне возможно, что некоторые малые формирования присоединятся к некоторым лидерам Альянса. Почему бы НЛП не пойти на выборы вместе с ЛП, или Движению "Европейское действие" вместе с ЛДПМ или с той же ЛП? Что выиграла демократия в Молдове за последний год? И что потеряла?
Я считаю, что за последний год демократические институты укрепились, и здесь я имею в виду парламент, выборы, политические партии. В целом, я считаю, качество демократии существенно повысилось. Хотя многое и не удалось. Речь идет о юстиции, которая по-прежнему не пользуется доверием людей. Эта ветвь власти должна быть реформирована.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|