Ион Тома
Бывший премьер-министр Молдовы, председатель Национального конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы и президент Национальной ассоциации производителей Молдовы рассказал нам, какая модель правления является наиболее эффективной и на каких условиях он снова согласился бы на должность премьера. Из интервью вы также узнаете, чем сейчас занимается бывший премьер-министр, каковы политические амбиции Тарлева, и что он советует нынешнему правительству.
С точки зрения имеющегося у Вас опыта, какая модель власти представляется Вам наиболее эффективной - правительство, состоящее из одной партии, или же коалиционное?
Семь лет я возглавлял монохромное с точки зрения политической поддержки правительство. Подобный тип исполнительного органа, на мой взгляд, гарантируют высокую оперативность в сфере принятия решений, и в стране с глубокими демократическими традициями подобное правительство является весьма подходящим по своей эффективности и способности маневрировать. Сегодня, к сожалению, это не относится к Республике Молдова. Для нашей страны создание подлинной демократии остается абсолютным приоритетом, что свидетельствует и об особой шкале ценностей. В этот переходный период, период демократизации страны, молдавскому обществу, по моему мнению, больше подходит коалиционное правительство. Именно этот тип правительства гораздо лучше защищен от авторитарных политических тенденций. В данный период развития нашей страны такое правление категорически необходимо и я думаю, что оно может только приветствоваться.
Вы бы согласились на должность премьер-министра коалиционного правительства?
К сожалению, мало кто знает жестокую правду о должности премьер-министра, особенно в обществе, переживающем переходный период, и в первую очередь я имею в виду Молдову. Ритм жизни обладателя портфеля премьера в Молдове, если он по-настоящему выполняет свои обязанности, во многом сравним с жизнью раба (каторжника). И все же, накопленный уникальный опыт, обширные связи, в том числе на международном уровне, а также, не в последнюю очередь, возраст – все это заставляет меня не торопиться с отрицательным ответом на Ваш в какой-то мере провокационный вопрос. Я мог бы принять подобное предложение, но лишь при соблюдении обязательного условия. А именно, чтобы меня поддержала общепризнанная политическая сила, являющаяся частью коалиционного правительства. Конечно же, я уже достаточно опытен с политической точки зрения, чтобы не соглашаться на какой-либо государственный пост любой ценой в зависимости от капризов отдельных лиц или тайных политических групп.
Какова цель новой Ассоциации промышленников и предпринимателей? Является ли она альтернативой Ассоциации производителей Молдовы, которую Вы создали раньше?
Недавно Министерство юстиции зарегистрировало "Национальный конгресс промышленников и предпринимателей Молдовы", учредителями которого выступили многие профильные союзы и ассоциации страны, в том числе Ассоциация производителей Молдовы. На международном уровне мы являемся частью Международного конгресса промышленников и предпринимателей, в который входят национальные профильные организации десятков стран по всему миру, и в котором я занимаю должность вице-президента и члена Президиума, являющегося высшим руководящим органов.
Основной целью "Национального конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы" является вклад посредством специфических методов гражданского общества в консолидацию реального сектора национальной экономики, в создание механизмов для защиты прав и интересов национального бизнеса, как в Молдове, так и за рубежом, привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику, развитие внешнеэкономических связей нашей страны и т.п.
Если говорить о наших планах на ближайшее будущее, то я бы вспомнил, в частности, работу по расширению Конгресса (CNIAM) на все пространство национальной экономики, по развитию международных связей, по разработке всеобъемлющей эффективной программы экономического развития Республики Молдова с участием известных экономических экспертов страны и зарубежья. В настоящее время у нас начато порядка 14 инвестиционных проектов по модернизации предприятий, в особенности, по их оснащению современным оборудованием.
Инвестиционные проекты могут быть классифицированы как стратегическая деятельность Конгресса (CNIAM), и эта деятельность пользуется повышенным стратегическим вниманием внутри организации. В этом направлении мы сосредоточенны преимущественно на агропромышленном комплексе, который, с нашей точки зрения, в данный момент остается базовой отраслью народного хозяйства. В этом смысле мы стремимся быть конструктивными партнерами власти в целях максимальной активизации экономического развития страны. В этом же ключе мы сохраняем за собой право критиковать политику в области экономической и социальной сферы, в случае если она, по нашему мнению, не будет соответствовать этой цели.
Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
Я пришел на должность премьер-министр Правительства Республики Молдова из сферы бизнеса. Следовательно, этот вид деятельности не является неизвестным или чуждым мне. Сегодня я создаю предприятие, которое я считаю очень перспективным. Речь идет о холдинге, который будет объединять главным образом компании аграрно-продовольственной сферы. Я родился в деревне, и мне не стыдно признаться в том, что я частенько испытывают ностальгию о тех искренних и чистых человеческих отношениях, которые все еще сохранились в наших многострадальных и заброшенных в материальном плане селах. По крайней мере, при помощи этого бизнеса, который я сейчас развиваю, я хочу вернуть селу огромный долг, который испытываю как хороший сын.
Как Вам бизнес-климат в стране сегодня, когда Вы больше не занимаете государственную должность? Что бы Вы изменили, если бы были премьер-министром?
Я знал, что именно и как много необходимо изменить в этой области, и когда был премьер-министром. Я сделал тогда столько, сколько смог, вернее, сколько мне было позволено. Придет время, и я раскрою много подробностей из истории Правительства Тарлева. Но всему свое время.
Если говорить о безотлагательных мерах, которые необходимы сегодня, то нужно остановить волну необоснованных проверок множества государственных органов, которые просто напросто душат предпринимательскую деятельность. Также необходимо, по крайней мере, сохранить существующие в налоговой политике льготы, если нет возможности их расширить, и одновременно существенно увеличить возможность кредитования бизнесменов, особенно на льготных условиях. Отдельное внимание следует уделить политике по защите внутреннего рынка от массового импорта низкопробных товаров, аналогичных тем, что производятся у нас в стране, и эффективному продвижению экспорта молдавской продукции.
Как Вы оцениваете эффективность начатых сейчас экономических реформ?
Эффекты экономических реформ редко проявляются немедленно. Как правило, на раннем этапе об экономических реформах чаще судят на основании деклараций. В этом смысле в Молдове в настоящее время дела обстоят относительно хорошо. Что же касается реальных реформ, они пока что, в отсутствие ощутимых результатов, не подлежат компетентному анализу. В этих условиях я просто не хотел бы отваживаться на дешевые оценки. Подождем немного.
Вы планируете когда-нибудь вернуться политики? Если да, то на каких условиях?
На днях я прочел в интернете политический комментарий, из которого я узнал установленный исторический факт, согласно которому в Древней Греции горожан, уклонявшихся от политики, называли идиотами. Вывод идеально подходящий и для современного общества. Надеюсь, вы уже поняли дальнейшую логику моего ответа.
Я никогда не уходил из политики. Но если вас интересуют мои политические амбиции, я спешу вас успокоить: они огромны, но и вполне реалистичны. Я сделал необходимые выводы из истории неудачи, связанной с Центристским союзом. То, что я проиграл жестокую битву на поле партийной политики, меня вовсе не обескуражило, это лишь заставило меня уважать политических оппонентов, преподнесших мне достойный урок. В остальном все зависит от способности поддерживать отношения с людьми, находиться в окружении умных и действительно ценных для общественных дел людей, от способности занять достойное место среди этих людей. И тогда сам собой придет успех, власть, а также истинное признание со стороны общества.
Удается ли Вам как бизнесмену обеспечивать более высокий уровень благосостояния Вашей семьи, чем тот, что был во времена Вашего премьерства?
Вынужден повториться. Я пришел во главу правительства из сферы бизнеса, так что моей семье в то время уже был обеспечен достаточный уровень благосостояния. Этот уровень не вырос за время моего пребывания на посту премьер-министра. Иначе и быть не могло. Я сознательно пришел в правительство не для того чтобы заниматься бизнесом. Такова была моя принципиальная позиция. Но была еще одна не менее важная причина. С самого начала моя персона в правительстве стала объектом постоянных нападок со стороны различных групп. В этих условиях достаточно мне было сделать малейшую попытку заняться бизнесом под прикрытием должности премьер-министра, как мне тут же надели бы на руки наручники.
И все же, моему уходу из правительства больше всего обрадовалась моя семья. В тот миг закончился 18-тичасовой рабочий день, постоянное эмоциональное напряжение, отсутствие нормальной личной жизни. Однако никто не может знать наверняка, навсегда ли вернулся покой в мою семью.