Даже волна арестов в Ливане за последний год и то количество обвиняемых, которых выставляют как "агентов "Моссада" не изменило мнение Вильгельм Дитля о том, что "арабские спецслужбы, в том числе в Ливане, очень неэффективны".
Дитль, который сейчас живет в спокойной деревушке, недалеко от Мюнхена, знает, о чем он говорит. Около 11 лет он был агентом западно-немецкой разведки BND на Ближнем Востоке, работая под прикрытием журналиста ныне несуществующей немецкой еженедельной газеты Quick, а затем в качестве фрилансера.
Он побывал в Сирии, Ливане, Иордании, Египте, Саудовской Аравии и других местах, встречался с террористами, военачальниками, представителями спецслужб и политиками. Он передавал читателям свои впечатления в сотнях статей, которые написал, а также в ряде книг. Другая, конфиденциальная информация содержалась в его докладах, которые он писал для своего разведывательного начальства. Лишь несколько лет назад стало известно, кем он был на самом деле.
"Да", - признался он интервью, опубликованном в газете "Гаарец" в июне 2007 года. - Я был шпионом. Я был тем, что вы в Израиле называете офицером по сбору информации. Я собирал информацию и прикрывал своих агентов. Я подкупал офицеров. Я путешествовал по всему Ближнему Востоку – по Сирии, Ливану, Иордании, Египту, и при этом я рисковал своей жизнью ради Германии".
Недавно Дитль, которые вышел из рядов BND и в настоящее время участвует в судебных тяжбах с этой организацией, издал в Германии книгу под названием "Schattenarmeen: Die Geheimdienste islamischen der Welt" (Теневые армии: спецслужбы в исламском мире "). Она рассказывает об истории разведывательных учреждений в исламских странах, преимущественно арабских. Кроме того, он надеется найти издателя в Израиле, который заинтересуется его книгой и захочет ее опубликовать.
Это самая глубокая книга по данному вопросу с момента выхода в свет работы Яакова Кароза "Арабские спецслужбы", которая была опубликована на иврите в 1976 году, спустя десятилетия после того, как тот ушел с поста заместителя директора "Моссада".
"Большинство арабских спецслужб в корне отличаются от того, что мы на Западе вкладываем в понятие разведывательных служб", - говорит Дитль сейчас. - Большая часть работы BND сосредоточена, например, на сборе информации стратегического, политического или военного значения, а также на оценке и анализе возможных тенденций, а не на убийстве или пытках людей. Арабские учреждения такого рода считают своей главной задачей сохранение режима или лидера, и поэтому они жестоки без всякой меры. Они стоят над законом, они - сами закон. Они рассматривают себя как божественную инстанцию. В пытках подозреваемых они беспощадны, так что не удивительно, что подозреваемые готовы признаться в каком угодно преступлении. Думаю, это одна из причин, почему они смогли разоблачить израильскую шпионскую сеть в Ливане. Его мнение в корне отличается от предположений, выдвинутых международными средствами массовой информации, якобы шпионов удалось выявить потому, что США передали ливанской армии современное оборудование для перехвата".
"Обвинения и заявления, что речь идет об агентах "Моссада" начались с первых допросов, проведенных службой превентивной безопасности "Хизбаллы", которой бросилось в глаза необычное поведение ряда подозреваемых, например, внезапные непомерные расходы", - отмечает Дитль. - Позднее в ходе расследования они "арестовали", то есть похитили подозреваемых, пытали их и добились от них признания".
"Действительно", - говорит Дитль. - Израильская разведка потерпела неудачу в Ливане, но, в конце концов, это был именно вопрос удачи, чем профессиональная работа арабов. На этот раз ливанской разведке повезло больше, чем прежде. Я не читал и не слышал реакции Израиля на эти аресты, и возможно, это хорошо. Именно поэтому я не знаю, что Израиль сделал в отношении того, что произошло в Ливане, и какие уроки он извлек, но, имея в виду все то, что я знаю об израильской разведке, я уверен, что проведены расследования и сделаны соответствующие выводы. В конце концов, я думаю, что ливанское разведывательное управление, как и других арабских стран, не сильно изменится в будущем. Оно по-прежнему будет оставаться неэффективным".
Вести двойную жизнь, особенно на Ближнем Востоке, значит, навлекать на себя немало рисков. Дитль был арестован в 1982 году вблизи сирийского города Хама, спустя незначительное время после того, как силы безопасности уничтожили там членов "Мусульманского братства", восставшего против правящего режима. Дитль воспроизвел следователям запись интервью с сирийским министром информации, которое он взял во время своего визита накануне, и сказал им, что у него запланировано также интервью с президентом Хафезом Асадом.
Это была ложь, но в связи с тем, что была нарушена телефонная связь, они были не в состоянии проверить эту информацию. Страх перед президентским дворцом, голос министра сделали свое дело, трюк удался, и Дитля отпустили.
По его мнению, эта история еще раз свидетельствует в пользу его аргументов: представителей арабских спецслужб больше боятся допустить ошибку, которая может стоить им работы, если не собственной жизни, чем желание выполнять свои обязанности четко и профессионально.
"И это большая удача для израильских спецслужб, что у них такие противники", - уверен Дитль.