Cветлана Шалберова
Спортивных сооружений европейского уровня в Молдове практически нет. Определенно можно назвать два. Это на левом берегу стадион «Шериф», а на правом «Зимбру».
То, что досталось от советской эпохи, а главное, уцелело в ходе «прихватизации», – это тренировочные спортивные базы, которые параллельно и традиционно решали вопросы массового оздоровления населения. Таких баз было немного, а остались далеко не все.
Часть из них просто разграблена и уничтожена, часть попала под разбор позже.
Спортивные базы принадлежали государственным структурам и профсоюзам, которые, кстати, владели их львиной долей. И цель таких социально значимых сооружений была ясна – растить поколение спортсменов и физически развитых людей. Одна из спортивных баз, строительство которой началось в 1976 году, – «Юность» в столичном секторе Ботаника, известная своим олимпийским бассейном. Она являлась хозрасчетной организацией Добровольного спортивного общества профсоюзов, ежегодно получала дотацию от Совета профсоюзов Молдовы на содержание и финансирование необходимых ремонтных работ.
В 1991 году финансирование базы прекратилось ввиду известных политических событий. Деятельность спортивного учреждения была парализована. В целях выхода из кризиса, по инициативе спортивных организаций, спортсменов, тренеров, Совет Добровольного спортивного общества в июне 1992 года принял решение об объединении в единую организацию спортивного клуба «Кодру» Республиканского спортивного клуба профсоюзов, спорткомплекса «Юность» и медико-восстановительного спортивного центра профсоюзов. Усилиями объединенного коллектива тогда удалось избежать разорения спортбазы, но не надолго.
В 1996 году был отменен взаиморасчет, который позволял спортбазе держаться «на плаву», и был произведен переход на расчеты исключительно денежными средствами. Спортивные школы государства и профсоюзов, не имея бюджетных средств, прекратили оплату. Переговоры на уровне правительства не дали результатов, а долг за содержание базы опять начал расти. К 2000 году ситуация вновь ухудшилась. Однако государство дало заказ предоставить национальной команде по плаванию, готовящейся к Олимпийским играм в Сиднее, бассейн и базу для подготовки.
Плановый убыток олимпийского заказа в зимний период составлял менее 4 млн. леев. Руководству спортбазы пришлось ввести ее в режим жесткой экономии, что позволило тогда сократить долг до 1 млн. 200 тыс. леев. Вопрос о погашении или списании долга за неоплаченный госзаказ обсуждался парламентом и правительством, но так и не был в итоге решен. Это создало условия для продажи спортбазы за долги, и руководители Конфедерации профсоюзов были готовы это сделать. Но спасти спортбазу и в этот раз сумели спортивные организации, которые, объединившись в общественную некоммерческую организацию Clubul sportiv «Iunosti», заключили в 2004 году с Национальной конфедерацией профсоюзов Молдовы (НКПМ) договор о найме спортивной базы на 20-летний срок.
Казалось бы, живи спортивная база и работай на благо общества. Но не тут-то было. Спустя шесть лет после заключения договора директор СК «Iunosti» Василий Шлягун совершенно случайно узнал о решении Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы продать спорткомплекс по улице Трандафирилор, 13/2.
– Я шел по улице, и один знакомый меня спросил: «Ты знаешь, что «Юность» продается?» «Да перестань, она уже 20 лет продается», – отмахнулся я. Но неприятная новость подтвердилась. Мы с трудом нашли документ от 28 января 2010 года, который в профсоюзах пытались скрыть от нас как военную тайну. А, найдя бумагу, убедились: Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы приняла постановление выставить на продажу всю свою инфраструктуру – здравницы, профилактории, спортивные сооружения в Кагуле, Бельцах, Ставченах и в том числе спорткомплекс по улице Трандафирилор, 13/2 по цене, которую устанавливает Конфедерация. Причем, как говорится в бумаге, в соответствии с решением комиссии. Какой комиссии? Никакой комиссии от Конфедерации у нас за эти шесть лет вообще не было. Такое впечатление, что они – руководство Конфедерации – собрались и, не имея понимания, о чем речь, быстро, скопом, не глядя в документы, не оповестив и не пригласив нас, приняли решение выставить спортивную базу на продажу, – рассказывает Шлягун.
Мало того, для осуществления своих замыслов руководство НКПМ подало судебный иск, пытаясь аннулировать контракт о найме спортбазы спортивным клубом «Iunosti».
Очевидно, что продажа действующего социально значимого спорткомплекса – это его уничтожение. И никаких иллюзий на этот счет быть не может. Любая коммерческая структура, покупающая спортсооружение, в первую очередь покупает стройплощадку для бизнес-проекта, так как спорт – это не бизнес и дохода не приносит. Ярким примером тому может служить продажа спорткомплекса «Молдова», которого уже нет. Его уничтожили, а вместо него строится не связанный со спортом объект. И никто никакой ответственности пока за это не несет. Для продажи действующей спортбазы должны быть основания и объективные причины. Но профсоюзы не несут никаких финансовых расходов на его содержание, текущий ремонт. Да еще получают доход по договору о найме спортбазы. В чем же тогда логика решения?
– А все очень просто и очевидно. Руководство профсоюзов хочет продать базу ангажированной структуре под снос, как это уже было со спортивным комплексом «Молдова», где проводились баскетбольные турниры очень высокого уровня. «Молдову» профсоюзы таким же образом продали коммерческим структурам. Сценарий одинаковый, как под копирку, ждет и «Iunosti». И такое отношение мы видим от тех, кто по своему уставу и роду деятельности должен защищать права трудящихся? Очевидно, у нынешнего руководства профсоюзов – председателя Олега Будза и его заместителя Михая Хынку, есть свое понимание главной миссии пребывания у профсоюзного руля. Под маркой того, что где-то там, в Вадул-луй-Водэ будет построена база отдыха на те деньги, за которые будет продана эта спортивная база, кишиневцы лишатся бассейна, спортсмены – спортивной базы. Это не что иное, как алчный заговор с целью обогатиться, – считает Шлягун.
Что в итоге? Добившись цели – продав спорткомплекс, профсоюзы лишат работы тренеров, работников спортивных федераций и клубов, тысячи детей (в том числе из малообеспеченных, неблагополучных семей), пенсионеров, инвалидов потеряют возможность заниматься плаванием в столичном бассейне, физической культурой, не говоря уже о занятиях спортом членов более 10 спортивных федераций и школ. Тут уместно сделать ремарку: в этом бассейне самые низкие цены в городе. В выходной день стоимость всего дня пребывания составляет 50 леев. Для сравнения: на Гидигиче вход на платный пляж – 60 леев. Не впечатляет?
Вектор политический поменялся, а главный вектор – в карман – остался? История спортивного комплекса с уникальным олимпийским бассейном, в котором тренировались чемпионы республиканского, всесоюзного и международного уровня, может бесславно закончиться келейным решением?
Члены спортивного клуба ««Iunosti» намерены бороться. Видимо, главным полем для сражения станет суд.