Аля Яковук
Новичков в свою гильдию они принимают хлопком ластом по «мягкому месту». После первого погружения и заветного удара ластом, «бомберу» присваивают статус дайвера.
Прародители дайверов — спелеологи
Клуб дайверов в Молдове образовался стихийно. А начиналось все со спелеологии. Молодые ребята, экстремалы по духу, в начале 80-х покоряли пещерные глубины. Известный молдавский спелеологический клуб ABIS изучал все чудеса молдавского подземелья.
Нередко случалось, что на пути спелеологов стояла водная преграда. Изучать пещерное озеро без специального снаряжения и определенных навыков было рискованно.
Тогда молодой преподаватель плавания в Кишиневском физкультурном техникуме Вячеслав Нижник, являющийся членом клуба ABIS, предложил своим коллегам по экстриму приобрести водолазные костюмы.
— Это был «Тегур», резиновый костюм сухого типа, — вспоминает Вячеслав, родоначальник движения дайверов в Молдове. — Еще мы приобрели специальные аппараты. Нас было четыре человека, кто стал совершать спелеопогружения: Сипин Евгений, Никифоров Андрей, Климов Сергей и я. По сей день мы не изменили этому увлечению — кто ныряет, кто занимается подводной охотой.
О Вячеславе шутят — он научился плавать тогда же, когда и ходить. Отец будущего «предводителя» дайверов Рудольф Павлович был первым директором Кишиневской школы плавания. А бабушка жила в Затоке. Уже в десять лет на Вячеслава надели акваланг — АВМ-1.
Время не изгладило из памяти впечатления о первом погружении. Увлечение водолазанием переросло в профессию.
После пятилетнего опыта погружения в озера пещер, Вячеслав Нижник создал при физкультурном техникуме кружок водного плавания, который осуществлял свою деятельность вплоть до закрытия учебного заведения.
— Но и после закрытия люди не растерялись, — рассказывает Вячеслав, — мы стали совершать самостоятельные выезды на водоемы Молдовы, на моря и океаны.
Сейчас это уже целый клуб любителей подводных прогулок, круг которого только расширяется. Как бы парадоксально это ни звучало, но для сухопутной Молдовы дайвинг не экзотика.
— Я занимался плаванием восемь лет, и уже около пяти увлекаюсь дайвингом, — рассказывает Дмитрий Краснощеков, дайвер, — нет ничего сложного, если все делаешь правильно.
Забавы «буржуев»
Многие считают дайвинг развлечением состоятельных людей. Конечно, на снаряжение придется потратиться. Но в рядах молдавских дайверов – скорее фанаты водной стихии, нежели богачи, не знающие, куда еще выкинуть деньги.
Стоимость комплекта снаряжения для погружения стоит около $1,5 тыс. Это водолазный костюм на 3, 5, 7 или 9 мм, в зависимости от температуры воды; ботики, носки, маска, ласты, трубка, регулятор, баллон, ВСД (компенсатор плавучести).
Важным прибором является компьютер, показывающий время пребывания человека под водой, температуру, глубину. Он выглядит как наручные часы, но стоит как целый комплект снаряжения.
С собой под воду дайверы часто берут фото- и видеокамеры, чтобы потом поделиться впечатлениями от увиденной красоты с другими. В их арсенале есть уже несколько красочных фильмов (подводные съемки), снятых во время поездок в Египте.
Бывалые дайверы критикуют молодежь, ведь последние жаждут исключительно приключений. А водолазы-ветераны главным в своем деле считают процесс погружения, и не важно, будет это в Красном море или в одном из кишиневских карьеров.
Как такового сезона для водных прогулок нет. Ныряют круглый год, зимой используя специальное снаряжение. И молдавские дайверы ныряют практически каждые выходные. Где? Как оказалось, в Молдове достаточно пригодных мест для погружения.
Конечно, это реки Днестр (в районе Сорок, где вода чище) и Прут (водохранилище, где видимость составляет до 5 метров). Карьеры, например, заполненный родниковой водой карьер на Скулянке в столице, где под водой уже на глубине пяти метров можно обнаружить скалы. Карьер в Окнице тоже представляет интерес для дайверов. Есть у водолазов излюбленные озера, но большая их часть, к сожалению, непригодна для водных прогулок, ведь видимость в них очень низкая.
Но поистине Мекка молдавского дайвинга — это мыс Тархамкут в районе Оленевки в Крыму. Здесь необычайные гроты, пещеры, вода прозрачная, видимость до 15 метров.
Ежегодно с группой новичков клуб дайверов под руководством Вячеслава Нижника выезжают на Красное море. Крайний раз (именно крайний, не последний, так принято говорить у дайверов, как, впрочем, и у других экстремалов) наши водолазы ныряли в Хургаде.
На дне аквалангисты встречаются со многими обитателями моря. Рыба спокойно реагирует на появления существа в маске и ластах.
— Важное правило – не трогать рыбу, особенно хищника, — объясняет Дмитрий Краснощеков. — Не тронешь зверя, и он тебя не тронет. А если боишься хищника, тогда не ныряй.
Удар ластами
— Это неописуемое ощущение, — говорит Вячеслав о погружении, — это чувство невесомости. Человек теряет вес, он зависает, создается эффект парения, плавного погружения в бездну, ощущение полета. Тем, кто еще не нырял, стоит попробовать, обязательно.
Что нужно для того, чтобы стать дайвером? Для начала нужно связаться с опытным инструктором (можно обратиться к родоначальнику дайвинга в Молдове Вячеславу Нижнику, тел. 069743490). После теоретического курса (5 занятий) будет практика. Это три или пять погружений в закрытой воде (бассейн), затем занятия проводятся уже в открытой воде (Днестр, Черное или Красное море). После прохождения целого курса новичок получает сертификат международного класса.
Тот, кто впервые совершает погружение в отрытой воде, зовется в кругах дайверов «бомбером». От слова «бомба», ведь в воду он ныряет соответствующе. Уже после водной прогулки «перворазника» ударяют ластом по «мягкому месту». Это своеобразный обряд посвящения, после которого «бомбера» уже можно считать дайвером.
— Я ныряю около двух лет, — говорит дайвер Александр Жуковский, — это интересно, познавательно и экстремально. Я долгое время занимался плаванием, так что вода для меня естественная стихия. А во время первого погружения в Красном море мне было больше интересно, чем страшно.
Не без экстрима
В свое время водолазная школа СССР считалась самой сильной в мире. Водолазы-любители помогали работникам МЧС. Ветераны из дайвклуба Молдовы имеют удостоверения спасателей.
— Сейчас мы хотим возобновить работу федерации по подводному спорту, — говорит Вячеслав Нижник. — Нужно привлекать молодежь, это отгородит их от пагубных привычек, ведь курение, пьянство несовместимы с дайвингом. Теперь мы ждем помощи от государства.
Погружение под воду для человека означает погружение в другой мир. В морских глубинах все иначе: свои обитатели, свои законы, свои прелести.
— Мы в группе занимаемся рекреационным (рекриэйшн) дайвингом — любительским, — объясняет Вячеслав. — Погружаемся на сжатом воздухе и на нитроксе (газовая смесь), который позволяет пробыть под водой большее время, а в организме аквалангиста не накапливается опасное количество азота.
Дайвинг подарил человеку возможность прикосновения к подводному миру, возможность «полета» в морских глубинах, возможность соединения с неописуемо красочной природой.
Это интересно
Лор — главный врач дайвера. Для погружения на глубину у человека должны быть здоровы ухо, горло, нос. С пресловутым гайморитом трудно будет погружаться. Невозможно сравнять давление среднего уха с давлением окружающей среды.
Интересно, что под водой, из-за того, что на лице человека маска, все предметы увеличены на 25% и приближены на 35%, вот почему дайверы видят перед собой рыбу больше и ближе.