Марин Волков
Начался сезон уборки яблок. Из-за того, что производителей не устраивает закупочная цена, которую предлагают консервные заводы, фермеры угрожают и вовсе отказаться от сдачи яблок.
В беседе с «Панорамой» представители отраслевых ассоциаций заявили, что подозревают переработчиков в картельном сговоре.
Консервные заводы предлагают юридическим лицам за килограмм яблок 45 банов, а физическим – от 40 до 45 банов. Производителей подобная цена возмущает, и наиболее отчаянные из них готовы на крайнюю меру – бойкот сдачи продукции. У фермеров появились подозрения, что переработчики вступили в сговор, так как практически по всей республике цены одинаковые. Со своей стороны, владельцы перерабатывающих предприятий отрицают все обвинения.
Алена Мандаки из Флорештского района уверена, что только бойкот может изменить ситуацию.
– Те «деньги», которые мы получаем за нашу продукцию, не окупают расходов на выращивание яблок. Поэтому нам ничего другого не остается, как прекратить сбор яблок. Я говорила со своими коллегами из нескольких районов, и, судя по всему, в ближайшее время мы начнем бойкот, – сообщила фермер.
По словам Татьяны Павлюк, председателя Единецкого филиала «Униагропротект», который объединяет Бричанский, Окницкий, Единецкий и Дондюшанский районы, по производителям наносится двойной удар. В то время как себестоимость производства одного килограмма яблок составляет 1,4-1,5 лея, переработчики предлагают фермерам не более 0,45 лея. С другой стороны, недополученную прибыль с одного килограмма государство облагает налогом в 8% (!)
– Это НДС на убытки. Государство прибегает к такому шагу, чтобы пресечь невыплату налогов. Мы согласны платить налоги с прибыли, но если нас, с одной стороны, обдирают как липку переработчики, какие еще налоги платить государству за недополученную прибыль? Это бред! – возмущается Татьяна Павлюк.
Если налог на разницу между реальной себестоимостью и продажной ценой не выплачивать, контролирующие государственные инстанции налагают на фермеров штрафы.
– По 20 банов мы платим за сбор одного килограмма, потом тратимся на перевозку продукции. И у производителей яблок ничего не остается. Мы работаем в убыток, – уверяет фермер Павлюк.
По мнению председателя Союза ассоциаций сельхозпроизводителей «Униагропротект» Александра Слусаря, ситуацию, сложившуюся вокруг приема яблок, можно назвать критической.
– Цена, которую предлагают фермерам консервные заводы, слишком низкая. Из-за подобной ценовой политики сельхозпроизводители несут серьезные убытки, – считает эксперт.
Александр Слусарь подозревает переработчиков в картельном сговоре. На подобные предположения, по его словам, наводит тот факт, что цена на яблочный концентрат выросла практически вдвое, в то время как стоимость яблок мало изменилась.
Нынешнее положение с ценами на яблоки приведет к снижению производства этой сельхозпродукции, полагает Слусарь.
– Заниженная стоимость яблок делает сбор этого фрукта невыгодным. В дальнейшем такая ценовая политика переработчиков может привести к тому, что одни сельхозпроизводители начнут выкорчевывать свои сады, а другие просто забросят их, – делает неутешительные прогнозы эксперт.
Вместе с тем Слусарь не уверен, что бойкот со стороны фермеров возможен.
– С экономической точки зрения, сдача яблок невыгодна, поэтому бойкот был бы вполне логичной мерой. В реальности же ситуация такова, что далеко не все производители способны на такие решительные действия. Дело в том, что многие хозяйства взяли кредиты. И теперь, чтобы не оказаться совсем в безвыходной ситуации, они готовы сдавать яблоки и по бросовой цене, лишь бы выручить хоть что-нибудь, чтобы рассчитаться с долгами. Поэтому, хотя бойкот и правильная мера с чисто экономической точки зрения, но, зная реальности нашего сельского хозяйства, я не решаюсь призывать фермеров к такой акции, – ответил эксперт.
Трагизм положения, по утверждению Слусаря, заключается в том, что в этом году из-за неблагоприятных погодных условий большая часть продукции такого качества, что ее можно отправить только на сок. Специалист подозревает, что, зная эту проблему, консервные заводы пользуются бедой фермеров для увеличения своих прибылей.
Выход Александр Слусарь видит в честных переговорах между производителями и хозяевами консервных заводов. Еще одной важной мерой он считает вмешательство Агентства по защите конкуренции, которое обязано проверить, нет ли картельного сговора. Недавно «Униагропротект» отправил в Агентство письмо с просьбой провести проверку.
Несколько иначе смотрят на проблему сами переработчики. Директор Оргеевского завода Штефан Голопчук назвал подозрения в картельном сговоре беспочвенными, а нынешние цены – экономически обоснованными. Он подчеркнул, что в этом году цена выше, чем была в 2009-м в начале сезона, и отметил, что в дальнейшем возможно ее повышение. Одного только не уточнил производитель – в каком году это будет.